Найти тему

Когда солнце светит, ещё не так плохо, но солнце-то светит, только когда ему вздумается. Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Оглавление

Свобода – это когда, ты можешь делать то, что тебе нравится. Это маленькое счастье. И порой ты многое готов отдать, за единственный шанс стать счастливым. «Над пропастью во ржи» - произведение, которое с невероятной прямотой описывает искренний подростковый протест против нового и суетливого мира. В шестнадцать лет ты еще ребенок, подросток, но уже и взрослый человек. В шестнадцать приходится делать, быть может, первый главный выбор в жизни. И Холден делает его. Он бросает школу… Не будем вдаваться в подробности, обо всем по порядку.

https://knigobox.ru/image/catalog/eksmo/9/380429930-9785041013172.jpg
https://knigobox.ru/image/catalog/eksmo/9/380429930-9785041013172.jpg

Краткое содержание

Главный герой книги - Холден Колфилд, находится на лечении в клинике Он рассказывает об истории, случившейся с ним прошлой зимой, предшествовавшей его болезни.

Холден - ученик закрытой школы Пэнси. На экзамене он провалил больше половины предметов, а его работа по истории оказалась настолько неудовлетворительной, что его исключили, позволив остаться на проживании не дольше, чем до рождественских каникул. Пэнси — не первая школа, которую оставляет юный герой. До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеждению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» — фальшь и притворство, — не отпускает Колфилда на протяжении всего романа. Холден переживает одиночество, но стремится к людям. Он хочет быть понятым.

Позже, Холден соглашается написать сочинение по английскому для своего соседа по комнате Уорда Стрэдлейтера, который уезжает на свидание. Однако Колфилд, огорчённый тем, что Стрэдлейтер ходил на свидание с Джейн Галлахер, которая нравилась и ему самому, не остаётся в долгу: он пишет сочинение, но вместо описания помещения, делает описание бейсбольной перчатки своего покойного брата Алли. Когда Стрэдлейтер возвращается спустя несколько часов, он критикует сочинение. Разозлившись, Холден бьёт его, но Стрэдлейтер разбивает Колфилду нос. Холден покидает школу. Он продаёт свою пишущую машинку и садится на поезд до Нью-Йорка, подальше от своего дома, когда его родители получат уведомление о его высылке.

Оказавшись в Нью-Йорке, Холден садится в такси и едет в отель «Эдмонт». По дороге, он задаёт таксисту вопрос, который не даёт ему покоя: «Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?». Холден растерян в этом сложном мире, этот мир и гнетёт его, и притягивает. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего не выходит, официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему, а женщины в заведении его только раздражают.

Ночью, работник лифта Морис предлагает ему девочку по вызову, Санни, Холден соглашается на её визит. Его отношение к девушке меняется, когда она входит в комнату, она того же возраста, что и он, но он не готов расстаться со своей невинностью. Холден отказывается от интима и платит договорённые 5 долларов просто за разговор. Хотя он заплатил ей нужную сумму, она возвращается со своим сутенёром Морисом и требует ещё денег. Морис бьёт мальчика, а Санни забирает ещё 5 долларов.

Наутро он договаривается о встрече с Салли Хейс, покидает отель, сдаёт чемоданы в камеру хранения и приглашает подругу в театр. Спектакль, на который он идёт с Салли, его разочаровывает. Пьеса кажется дурацкой, публика - кошмарной. После театра, он идёт с Салли на каток, и в баре вечером, он признаётся Салли в своём отвращении к школе и ко всему, что его окружает. Его разозлило, что Салли не разделяет его негативного отношения к тому, что ему столь немило, а главное, напоминает ему, что «мы, в сущности, ещё дети». В итоге, он оскорбляет Салли, и та, расплакавшись, уходит, несмотря на его запоздалые попытки извиниться.

«Я ненавижу... Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орёт на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса…»

После этого, Холден пытается позвонить Джейн, о которой хранит тёплые воспоминания, но она не берёт трубку, и он отправляется в кино. Ближе к вечеру он пересекается со своим знакомым Карлом Льюсом, высокомерным студентом, который в ответ на его мысли советует ему только записаться на приём к психоаналитику. Холден остаётся один, напивается и направляется в Центральный парк проверить, что в действительности происходит с утками зимой.

Спустя время, он всё же решает заехать домой. Родители ушли в гости, дома никого не оказывается, кроме сестры, Фиби. Она догадывается, что её старшего брата исключили из школы, и очень из-за этого расстраивается. Холден делится с ней своей мечтой:

«Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак»

Тут возвращаются домой родители, но Холден не готов к встрече, он покидает тайком квартиру и отправляется к своему преподавателю мистеру Антолини. Ночью Холден просыпается от того, что мистер Антолини гладит его по голове и, испугавшись — он решает, что у преподавателя дурные намерения — в спешке собирает вещи и отправляется на вокзал.

Холден принимает решение податься куда-нибудь на Запад и там постараться начать все сначала. Он посылает Фиби записку, где сообщает о своём намерении уехать, и просит её прийти в назначенное место. Но сестрёнка появляется с чемоданом и заявляет, что едет на Запад с братом. Холден упорно не соглашается, но в итоге, увидев, как расстроена девочка, решает отказаться от своей затеи. Чтобы окончательно примириться с сестрёнкой, он ведёт её в зоопарк. Брат с сестрой обнаруживают, что в парке работает карусель и Холден уговаривает девочку прокатиться. Мальчик любуется маленькой сестрёнкой и наконец-то чувствует себя счастливым.

https://i.pinimg.com/originals/71/ac/8f/71ac8fe9e03aa61ceccc96d17cf763e3.jpg
https://i.pinimg.com/originals/71/ac/8f/71ac8fe9e03aa61ceccc96d17cf763e3.jpg

Впечатления

В каждом из нас есть Холден - с грустными глазами, мечтами не по возрасту, отчаянными поступками. Кто-то также не может найти себе места в окружающем мире, не может принять его таким, какой он есть, когда все нормы поведения поднимают внутри бурю, и в каждом жесте, в каждом слове чувствует фальшь, «липу».

Это произведение преимущественно для подростков, для тех, кто ищет свой жизненный путь, тех, кто еще толком ничего не знает о настоящей, реальной жизни и о жестокости мира. А главный герой-очень яркий пример подростка, который находится в подвешенном состоянии, не видит смысла ни в чем. Ужасно то, что и не пытается его искать. Он не видит смысла в жизни, потому что не знает, кто он такой. И все мы такими были. Эта книга не об одном конкретном человеке, она о любом подростке, в любую эпоху и в любой стране мира.

Многим эта книга показалась скучной и неинтересной, и я их понимаю. Эта книга не про приключения, с интересной завязкой и невероятной кульминацией, и тоже показалась мне скучной. Это просто отрывок жизни одного подростка. Не веселая, неловкая и грубая, как и сама жизнь в некоторые ее моменты. Одновременно и суровая, и романтичная история. И в заключение: не нужно переделывать мир, важно найти свое место в нем.

«Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела»

Благодарю за прочтение и до встречи на городской книжной полке!