Найти тему
КиноБуква

Почему Ингрид Бергман за роль самой известной дочери последнего русского царя получила Оскар и стоит ли смотреть фильм «Анастасия»

Оглавление

Если вы чуть более подробно углублялись в историю Дома Романовых, то слышали о том, что единственная из царской семьи, кому удалось выжить после расстрела в доме Ипатьевых, была принцесса Анастасия, четвёртая дочь императора Николая II и Александры Фёдоровны.

Точнее, выжила она в фантазиях, конечно.

В фантазиях тех, кто отказывался верить, что в результате трагедии хоть кто-то из Романовых не уцелел. В фантазиях неких очевидцев казни. И в фантазиях всевозможных лже-Анастасий, конечно же. Самозванок было как-то неприлично много, глаза разбегаются. Одна из самых известных - Анна Андерсон.

И вот как раз история Анны Андерсон и лежит в основе фильма. К моменту съемок былая слава и любовь к Ингрид Бергман у американского зрителя поутихла из-за скандального романа с итальянским режиссёром Роберто Росселлини, из-за которого актриса ушла от мужа. Но после выхода «Анастасии» Бергман вновь взошла на кино-олимп. Роль принцессы принесла ей второй Оскар и вернула любовь поклонников. Ох уже эти зрители, для которых личная жизнь актера важнее его профессионализма в работе. Ну да ладно.

Интересный факт:
Только к середине съемок выяснилось, что Анна Андерсон ещё жива, а согласие на использование её истории у создателей фильма нет. Пришлось ехать и брать.

🎬Анастасия (1956)

Anastasia

Кадр из фильма «Анастасия», 1956 год, режиссер Анатоль Литвак
Кадр из фильма «Анастасия», 1956 год, режиссер Анатоль Литвак

В Париже, в 1928 году, то есть через десять лет после казни (стало быть, Анастасии по сюжету 27-28 лет), некий генерал Сергей Павлович Бунин (Юл Бриннер), до революции служивший в России, подбирает на улице девушку Анну Кореву (Ингрид Бергман). Она ничего особо о себе не помнит, лежала в каких-то там больницах, но выглядит, как повзрослевшая принцесса Анастасия. По сюжету Бунину нужно предъявить публике выжившую дочь царя. На кону стоят большие деньги. Анна Корева становится Анной Андерсон и вперед, к мечте.

После некоторых испытаний девушки «на прочность» и тренировок, чтобы уж наверняка влиться в образ, генерал везет Анну-Анастасию в Копенгаген к бабушке, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне (Хелен Хейс). Бабушка за столько лет, конечно, уже устала от бесконечного потока «внучек» и еще одну родственницу видеть не желает, обвиняя в мошенничестве и всю агитационную компанию Бунина, и новую мнимую внучку…

Ничего история не напоминает? Правильно, мультфильм «Анастасия», который в 1997 году выпустила студия 20th Century Fox. Помните, там еще такой чудесный вальс был? Мультфильм – это адаптация фильма с Ингрид Бергман, куда вплели вселенское зло и источник всех бед Российской империи - Распутина, а также добавили магии и романтизма. Ну это мультфильм, тут вопросов нет.

Образ Анастасии в литературе вообще сильно романтизирован. Почему не Ольга, не Татьяна или Мария? В знаменитом союзе сестер Романовых – ОТМА, каждая была достойна «выжить». Но все выбирали на роль лже-принцессы младшую сестру. Кстати, если вы интересуетесь сестрами Романовыми, рекомендую вот эту книгу, мне очень понравилось.

Кто же такая Анна Андерсон и почему её персоне даже фильм посвятили? Тут история вообще окутана тайнами.

По одной из версий под именем Андерсон скрывалась Анастасия Чайковская. По другой - полька Франциска Шанцковская из Восточной Пруссии. Андерсон тридцать лет судилась, чтобы доказать, что она Анастасия Романова.

Из совершенно очевидных фактов ясно одно – женщина на протяжении многих лет страдала психическим расстройством. Конечно, это можно списать на посттравматический синдром. Не каждый день у тебя под носом революция, переворот и убийство всей семьи. С другой стороны – психиатрический диагноз многое объясняет в принципе жизни Андерсон.

Каких только экспертиз не проводили. Сомневаюсь в их высокой точности, но тем не менее.

Никаких гарантий того, что Андерсон – это Анастасия, не было. Как, впрочем, не было и внятных опровержений. Суд так и не признал наследницу дома Романовых, но и доказать того, что она самозванка – не смог.

Анна была внешне похожа на Анастасию, имела такую же форму ушной раковины и крайне редкое заболевание, как и у принцессы - врожденную деформацию обоих стоп, также у Анны был такой же шрам на лбу, как и у Анастасии. Одним из весомых плюсов в пользу Андерсон стал почерк. В 1960 году в результате экспертизы графолог был шокирован. Впервые в жизни она увидела такое огромное количество тождественных признаков в двух текстах, написанных разными людьми. А еще Андерсон были известны многие факты, о которых могла знать только настоящая дочь Николая II. Хотя и это спорно.

Кадр из фильма «Анастасия», 1956 год, режиссер Анатоль Литвак
Кадр из фильма «Анастасия», 1956 год, режиссер Анатоль Литвак

Из очевидных минусов – Андерсон очень плохо, практически никак, не говорила по-русски. Как вариант – реакция на шок от пережитого. Зато отлично владела немецким, который Анастасия знала постольку-поскольку. В «амнезийный» список Андерсон попало и знание православных обычаев и обрядов.

И вот эта чудная женщина, воображающая себя последней русской принцессой жила-жила, судилась-судилась, обивала пороги знатных семей, а в 1984 году умерла, не дожив до 1991 года - года обнаружения в окрестностях Екатеринбурга останков Николая II, его семьи и придворных, кроме Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии (их останки были обнаружены много позднее, в 2007 году). После проведения трех экспертиз – в Англии (1993 год), США (1995 год) и России (1997 год) и событий 2007 года можно сделать логичный вывод: погибли ВСЕ.

Но истинные фанаты не сдаются. Потому как что? Правильно. Любую экспертизу можно подделать.

Мне интересно вот что: вместо того, чтобы снять фильм о реальной жизни Анастасии, если уж она самый интересный персонаж царской семьи, снимают историю самозванки. Как более привлекательную, интригующую и загадочную?

Ингрид Бергман в рейтинге Американского института киноискусства «100 величайших звёзд кино за 100 лет» занимает четвертое (!) место. Сказать, что это круто – ничего не сказать.
Она действительно великая актриса и я очень её люблю (вы, конечно, можете со мной не согласиться и не любить).

Как я уже говорила в начале, за роль Анастасии Бергман получила ещё один Оскар. Но. При всем моем уважении, я не считаю эту роль какой-то выдающейся в её карьере. Ингрид Бергман для меня – это Ильза в «Касабланке», Жанна д'Арк, Мария в «По ком звонит колокол», Жоан в «Триумфальной арке», Констанс в «Завороженном» Хичкока, Шарлотта в «Осенней сонате» Бергмана и, конечно, оскароносная Пола в «Газовом свете».

А что «Анастасия»? Ну совершенно простой фильм, где-то даже с налетом сказочности. Ингрид красива, Ингрид талантлива. Но если сравнивать кино и тот самый мультфильм, то по восприятию примерно одинаково. А по послевкусию – мультфильм, пожалуй, даже где-то лучше. Его хочется пересматривать. Если говорить о других ролях Бергман, то они на порядок выше Анастасии.

Кадр из фильма «Анастасия», 1956 год, режиссер Анатоль Литвак
Кадр из фильма «Анастасия», 1956 год, режиссер Анатоль Литвак

Я не разочарована, вовсе нет. И не жалею, что посмотрела этот фильм. Смотрела исключительно не из-за сюжета, а из-за Бергман. Непонимание присутствует. И недоумение, пожалуй.

Рекомендовать фильм или нет? Если вы поклонник актрисы и вдруг не видели «Анастасию», то можно лучше пересмотреть «Касабланку» или «Газовый свет».

Если нет, то история последней русской принцессы вам, скорее всего, даже понравится. Красиво, романтично и с флером таинственности. Такая мелодраматичная сказка для больших девочек, которые верят, что все в этой жизни возможно, даже чудесное воскрешение после расстрела.

Вы как, смотреть будете?