Ныне от туркменского племени кынык остались только названия нескольких населенных пунктов в Азербайджане и Афганистане, и более тридцати топонимов в разных частях Турции. Еще в эпоху высокого средневековья, т.е., почти одновременно с крестовыми походами, оно утратило свое недавнее всемогущество. Все дело в том, что сельджукские султаны, вся власть которых держалась на саблях этого клана, сознательно расчленяли сильные племенные образования, посылая их в разные части страны.
Давайте расскажем, что с ними случилось.
Согласно каждому из средневековых авторов, племя кынык входило в состав 24-х (или 22-х) изначальных туркменских племен, чье родство восходило к легендарному Огуз-хану. Однако, место в табели о рангах этого степного объединения каждый из современников им отводит разное.
Махмуд Кашгари, современник сельджукских завоеваний 11-го столетия, говорит, что по старшинству оно первое – неудивительно, ведь при нем они действительно доминировали. Тогда как придворный историк монгольской династии Хулагуидов Рашид ад-Дин, который писал двумя столетиями позже, уверен, что оно находилось последним в этом списке. Хотя, ему мы не можем в достаточной степени доверять: монголы разрушили то, что осталось от Сельджукской империи. А потому им было выгодно оспаривать влияние ее правящего класса.
В связи с этим, нужно упомянуть мнение другой заинтересованной стороны. Туркменская поговорка гласит, что «во главе народа стоят племена кайы и баят». А племя кынык, к которому относились сельджукские султаны, оно не упоминает. Поэтому к его изнначальному положению в системе конфедерации огузов следует относиться средневзвешенно.
В державе огузских ябгу, которая существовала за Каспием в эпоху раннего средневековья, действительно по очереди правили кайы и баяты. Тогда как племя кынык занимало второстепенное положение. По этой причине первые, имея синицу в руке, не искали журавля в небе.
Зато вторые, если иметь ввиду князей из рода Сельджука, сначала состояли на службе Хазарского каганата, а затем были наместниками сырдарьинских городов. Они же первыми из всех огузов начали постепенно переходить в ислам. Об этом говорит много фактов. Но особенно тот, что Тогрул-бек и Чагры-бек, фактические основатели Сельджукской империи, были детьми Микаила, сына Сельджука. А такое имя надежно говорит, что он (а скорее, и его отец) был обращен в одну из авраамических религий. Исходя из места и времени, этой религией мог быть только ислам.
Так или иначе, в ходе племенных распрей клан кынык (его название переводится, как «благородные») был вытеснен на юг, за Амударью. Сначала они пытались поступить на службу газневидским султанам. Но, когда это не удалось, основали собственное государство в Хорасане.
На тот момент сельджукские монархи опирались, в основном, только на силы собственного племени кынык, историческими вождями которого они являлись. Их ополчение составляло около 20-30 тысяч кавалеристов – именно столько их было в битве при Данданакане. Можно представить, какая на самом деле была сила у этого клана, если уж существенная его часть по-прежнему оставалась в Средней Азии.
Так или иначе, сельджукские султаны стали вести планомерную экспансию на запад. А рост их славы и богатства спровоцировал массовые миграции всех остальных огузо-туркменских племен. Теперь династия Сельджука из рода кынык уже являлась не племенными лидерами, а правителями государства.
По этой причине они стремились создать некую систему сдержек и противовесов и стали целенаправленно географически разделять племена. Помимо этого, к дроблению традиционного кланового деления приводило то, что люди, близкие к султану, получали лучшие земли в тех или иных местах. К тому же, дабы держать под контролем оседлое население, вооруженные силы империи должны быть разбросаны по всей стране.
Поэтому из всех огузов, господствующее племя кынык разошлось наиболее широко. Однако, если судить по топонимам, то наиболее широко оно было представлено в Анатолии. В последующие столетия султаны Рума получали от него до четырех туменов воинов, тогда как от остальных племен – только по одному.
Этот регион стал главным центром западного сельджукского государства. С целью упрочить его положение, сюда переселяли горожан – персов, арабов, и курдов. А потому и тюрки этого края одними из первых приобщились к городской жизни. Это привело к тому, что в следующие столетия они свое племенное деление почти утратили. А остальные вошли в состав новой системы союзов.
Впоследствии в Малой Азии, на Кавказе и в Иране доминировали племена кайы, каджар, афшар и баят. Первое создало Османскую империю, остальные стали основой тюркской державы Сефевидов. Однако, племя кынык никуда не делось, а стало основой для современных турок, и, в меньшей степени, азербайджанцев.