Всероссийский музей декоративного искусства является преемником и продолжателем традиций Московского Кустарного музея

В 1931 году именно на его базе был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (название Научно-исследовательский институт художественной промышленности – НИИХП – он получит только в 1941 году). Сам музей, переименованный в Музей народного искусства, стал отдельным подразделением в структуре Института.

В 1931 году именно на его базе был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (название Научно-исследовательский институт художественной промышленности – НИИХП – он получит только в 1941 году).

В этом качестве Музей народного искусства был уникален, прежде всего, своей функциональной ролью – он действовал не только как собрание экспонатов ДПИ, а как полноценная лаборатория по разработке произведений народных промыслов в актуальном для нового времени формате, где специалистами НИИХП велась исследовательская и творческая работа.

В 1931 году именно на его базе был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (название Научно-исследовательский институт художественной промышленности – НИИХП – он получит только в 1941 году).-2

Музей продолжал комплектовать свои фонды за счет экспедиций института и постоянных контактов с центрами промыслов. Cпецифика комплектования состояла в том, чтобы отобрать предметы, наиболее полно и характерно представляющие художественные традиции каждого из промыслов в качестве эталона. На этих эталонных образцах художники, исследователи промыслов и студенты изучали самобытность и художественное своеобразие каждого промысла. Коллекции музея становятся научно-художественной источниковой базой знаний в области техник и технологий декоративно-прикладного искусства народов СССР.

В 1931 году именно на его базе был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (название Научно-исследовательский институт художественной промышленности – НИИХП – он получит только в 1941 году).-3

Музей народного искусства вносил свой вклад и в работу художников и дизайнеров, обращавшихся в своем творчестве к теме национального искусства. Так, предметы его коллекции стали одним из источников вдохновения для Вячеслава Зайцева, вводившего тему народного костюма в общесоюзную и затем мировую моду.

В 1931 году именно на его базе был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (название Научно-исследовательский институт художественной промышленности – НИИХП – он получит только в 1941 году).-4

В своей научно-исследовательской деятельности музей пользовался консультациями и помощью таких выдающихся ученых, как В.С. Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, Н.Н. Соболев, П.П. Пашков, Е.М. Шиллинг, Е.И. Прибыльская. Их материалы сохранились в архиве музея (рукописи, изданные Институтом сборники научных трудов).

В 1999 году по распоряжению Правительства Российской Федерации коллекция Музея народного искусства имени С. Т. Морозова, насчитывавшая на тот момент более 58 тысяч единиц хранения, в составе архива НИИХП была передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Сам музей функционировал как самостоятельный отдел в составе Всероссийского музея декоративного искусства до 2005 года. За счет этого поступления практически все разделы коллекции пополнились уникальными предметами – изделиями художников Кустарного музея, образцами народных промыслов, изделиями, которые мастера выполняли по заказу НИИХП.

Сегодня эта коллекция является ресурсом для исследовательских и творческих практик представителей современных креативных индустрий, актуализирующих народное искусство.

Проект «РазАРХИВация» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ.
#фондпотанина #музейбезграниц #музей4.0