Найти тему
Фонотека в кармане

TALK TALK - прародители пост-рока, часть 2/2 - Laughing Stock , 1991

Завершаем историю преображения группы Talk Talk в первопроходцев пост-рока, первая часть по ссылке

Коммерческий провал Spirit of Eden и явное нежелание лидера Talk Talk Марка Холлиса возвращаться к коммерческой поп-музыке привели к разрыву контракта между группой и лейблом EMI.

Но какие бы показатели продаж не были у последнего альбома, репутация Talk Talk была высока, поэтому их оперативно приютил лейбл Polydor. Правда Talk Talk как группы к тому моменту уже не было, от состава Spirit of Eden остался только Марк Холлис.

Правда вскоре барабанщик Ли Харрис вернулся, но уже на правах сессионного музыканта и в создании музыки для новой пластинки не участвовал. Весь материал написали Холлис и Тим Фриз-Грин.

В остальном то, что станет в будущем альбомом Laughing Stock создавалось в тех же условиях и в том же месте (Wessex Studios), что и Spirit of Eden – тёмная студия, никаких конкретных указаний и комментариев, только исполнитель и музыка.

Фил Браун:

В студии мы провели семь месяцев, но в середине взяли трехмесячный перерыв. Я думаю, что на всю работу ушел год моего времени. Это был уникальный способ работы, давший отличный результат.

Laughing Stock был кропотливо собран из сессий, на которые было привлечено огромное количество музыкантов.

Имея в лучшем случае только базовую структуру аккордов, сессионщикам предлагалось играть всё, что подсказывало сердце. После эти партии нещадно резались, склеивались, перемещались или же оказывались на свалке.

Фил Браун:

Требуется большая внутренняя сила, чтобы стереть 80% музыки, которую вы записываете, Марк обладал этой силой.

Хотя кажется, что в подобном коллажном подходе всем руководит случай, но это не так, Холлис был перфекционистом и каждый звук на этом альбоме, как и на предыдущем, был продуман и выверен. При этом в музыке не пропадало ощущение импровизации, которую невозможно достоверно воплотить на сцене.

Холлис в то время был особенно очарован звучанием альбома Tago Mago (1972) группы Can, музыкой Джона Колтрейна и, вот уж кого не ожидаешь увидеть в этом списке, New Morning (1970) Боба Дилана, который Марк называл самым честным альбомом, потому что он звучит так будто группа сидит с тобой в одной гостиной.

Что же представляет из себя Laughing Stock? С первого прослушивания он показался мне старой песней на новый лад, но после я понял, что это не повторение, а развитие.

Если Spirit Of Eden - исследование новой территории и новых возможностей, то Laughing Stock не столько про радость открытий, сколько про результат освоения. Он более спокойный и цельный, хоть и замешан из тех же ингредиентов, что и предшественник.

От трио времён Spirit of Eden остался только Марк.
От трио времён Spirit of Eden остался только Марк.

Открывающая медленная и наполненная пустотами Myrrhman легко могла бы вписаться в репертуар Bohren & der Club of Gore, кстати, кому интересно, на канале есть большой материал об этих немецких ветеранах дарк-джаза:

Ascension Day противоположна открывающей композиции. Гитары здесь шумят (именно шумят) в манере совсем не свойственной музыке Talk Talk периода 1988-1991, привнося элементы нойза в умиротворяющий ландшафт, а звук губной гармошки выводит произведение на территорию блюза. И вот вы идёте сквозь это буйство пока всё резко не обрывается, прямо как у битлов в I Want You (She's So Heavy).

Всё рассыпается и замирает, пока из тишины не пробиваются звуки замечательной After The Flood, одной из моих любимых песен в творчестве Talk Talk. Она открывает дорогу к Taphead, которая обманчиво начинается как минималистическая баллада, но после погружается в пучину околофри-джазовых вод.

Самая продолжительная вещь на альбоме – New Grass аккумулировала в себе все элементы Laughing Stock - рока, джаза, эмбиент и немного меланхоличного соула.

Завершается альбом растворяющейся в тишине композицией Runeii, в которой слышится сердцебиение появившегося через семь лет первого и последнего сольного альбома Марка Холлиса.

Марк Холлис:

Меня больше всего беспокоит то, что из-за постоянно развивающихся технологий люди начинаю позволять фоновому шуму занимать всё пространство и время вокруг себя, вместо того чтобы задуматься о чём-то важном. Тишина превыше всего, и я лучше послушаю одну ноту, чем две, и лучше послушаю тишину, чем одну ноту.
Обложка альбома
Обложка альбома

Продолжающая мотивы Spirit of Eden обложка изначально должна была быть другой. Джеймс Марш, прослушав несколько треков с ещё не изданной записи, предложил использовать в оформлении образы птиц. Менеджер группы Кип Аспден, учитывая затрагиваемые в альбоме темы экологии, развил тему, и таким образом появилась обложка, на которой редкие и исчезающие виды птиц образуют большую парящую птицу.

Джеймс Марш:

Всем, включая Марка, понравилась основная концепция, и я приступил к работе над финальной иллюстрацией. Но некоторое время спустя Марк выразил желание изобразить дерево на обложке, мотивируя это тем, что новый альбом должен визуально продолжать идею заложенную в обложке Spirit of Eden. После этого я создал вторую картину, в которой использовал уже имеющиеся у меня изображения птиц, но выполнил их в форме континентов, расположенных на тёмном дереве. Но первоначальная идея не пропала и стала обложкой к бокс-сету After the Flood. Все были довольны, хотя я все еще утверждаю, что картина с птицей лучше бы подошла для обложки Laughing Stock.
Обложка бокс-сета After the Flood
Обложка бокс-сета After the Flood

Никакой промокампании у Laughing Stock не было, а продажи, как и в случае с предшественником, были скудными. Но все эти вопросы мало волновали Марка Холлиса. Сказав всё что хотел, он просто ушёл из музыки, ушёл в тишину, из которой через семь лет ещё раз раздался его голос.

Очень удачно завершил своё обзор на данный альбом Михаил Кузищев, чью цитату я приведу здесь целиком и ею же и закончу:

Я так думаю, что ему (прим. – Марку Холлису) удалось выразить то, что он хотел. Поэтому, наверно, Laughing Stock - образец идеального альбома. А Talk Talk - образец идеальной группы. У них была цель, они к ней шли, а потом однажды сказали: ну всё, вот оно. Теперь получилось. Спасибо, до свиданья.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.