Я всё время представляю себе холодное и тёмное озеро – знаешь, на вершинах старых вулканов бывают глубокие озёра, плавать в них опасно... так вот, в такую неподвижную воду, в которой нет никакого течения, падает камешек. И медленно расходятся волны. Когда они успокаиваются, падает новый. В этом мне видится куда больше смысла или если хочешь – ужаса, чем в фильмах ужасов.
Кристоф Клёзер, саксофонист Bohren der Club and Gore
В истории музыки есть коллективы и исполнители чьё имя ассоциируется с музыкальным жанром в целом. Непростая ноша, но обычно чужая, потому что вряд ли кто-то настолько самоуверен в себе чтобы сказать: "Рок-н-ролл - это я", все эти ярлыки раздают слушатели.
Но сегодня мы поговорим о коллективе, чьё имя и такое музыкальное направления, как dark jazz стало буквально синонимами, и я не могу сказать что это не оправдано. Если бы у меня спросили что такое dark jazz, то я бы не задумываясь предложил вопрошающему послушать альбом Sunset Mission группы Bohren Der Club and Gore (далее для краткости - Bohren).
Конечно dark jazz не родился вместе с первым релизом группы. Есть мнение что точкой отсчёта жанра является саундтрек к фильму Лифт на эшафот, написанный Майлсом Дейвисом в 1958 году. Но эта тема требует отдельного разговора.
Что касается Bohren, то группа сформировалась в 1992 году в немецком городе Мю́льхайм-ан-дер-Рур, после того как её участники Мортен Гасс (клавиши, меллотрон) , Робин Роденберг (контрабас), Райнер Хензеляйт (электрогитара) и Торстен Бенинг (ударные) отказались от идеи занять свою нишу в хардкоре переключились на совсем другую музыку.
Мортен Гасс:
Мы всегда были фанатами тяжёлых групп вроде Celtic Frost, Trouble и Mercyful Fate, но у нас никогда не получалось играть так же точно и ладно, как они. Наверное, поэтому мы и решили попробовать что-то совершенно иное.
И вот в 1994 году вышел альбом Gore Motel монстр Франкенштейна из созданный из сюрреализма, индастриала и эмбиента.
Gore Motel (1994)
Я считаю что джаза на дебютнике нет, это медленный вязкий пост-рок. Записанный на скорую руку без студийных возможностей и больше претендующий на демо, чем на полноценную запись, альбом Gore Motel всё же даёт представление о том что есть группа. Стилистика задана сразу, но подача ещё требует доработок.
Если вы предпочитаете знакомиться с творчеством артиста в хронологическом порядке, то конечно Gore Motel будет первым, но если в качестве точки входа брать самый показательный релиз, то я бы приберёг дебютный альбом до того момента, когда слушатель будет знаком с большей частью дискографии.
Здесь нет духовых инструментов, нет тех маркеров, с которыми ассоциируется джаз. Ведущая роль принадлежит гитаре и её медитативному звуку.
К послушиванию: Sabbat Schwarzer Highway, Gore Motel и Dangerflirt Mit Der Schlägerbitch.
Midnight Radio (1995)
Апофеоз раннего творчества группы. Пост-рок смешался с мрачным эмбиентом, доминанта гитарного звука сменилась звуком электропианино. 2.5 часа тягучего, вязкого медитативного звука выдержит не каждый. Но если вы рискнёте сразу броситься в пучину и возьмётесь за Midnight Radio и альбом вам понравится, то остальные релизы Bohren точно окажутся вам по зубам.
Именно такую музыку я представляю саундтреком к ночному провинциальному городу или к окраине мегаполиса, именно этими звуками должно сопровождаться движение по подземному переходу, в котором нет ни одного человека, и слышится только звук ветра и гул автомобилей. Фотографии в буклете идеально передают атмосферу. Полагаю что альбом лучше всего слушать уже после знакомства с предыдущими релизами, потому что после Midnight Radio двигаться просто некуда.
К прослушиванию: весь альбом целиком.
Видимо гитарист Райнер Хензеляйт тоже почувствовал что релиз 1995 года это черта, за которую нельзя выйти и годом позже покинул коллектив.
Только в 1997 году оставшиеся музыканты привлекли в коллектив саксофониста Кристофа Клёзера.
Кристоф так вспоминает своё включение в состав группы:
Мне друзья сказали, что Bohren ищут саксофониста, мне нравились их два первых альбома, и я решил им позвонить. Но процесс сближения был очень непростым – мы где-то год настраивались друг на друга. Когда Мортен прислал мне кассету с двумя пьесами – я сразу увидел: мне предстоит сложная работа, просто потому что в музыке ничего не происходит... но какой потрясающий звук! Да, я тоже считал, что в смысле тембра к их саунду лучше бы подошёл тромбон или труба, но они хотели именно саксофон. Первый альбом был гитарно-ориентированным, во втором доминировало электропиано, третий должен был быть, так сказать, саксофонным.
Но новый, тот самый саксофонный альбом вышел только в 2000 году. Музыканты Bohren называли его гибридом doom metal и саунда певицы Sade.
Sunset Mission (2000)
На мой взгляд лучшее произведение группы для знакомства с дискографией. В музыке стало больше звонких клавишных и появился саксофон, тот элемент, которого мне не хватало на первых двух релизах. Если релизы 1994 и 1995 годов это медленное погружение в густой мрак, то Sunset Mission несёт на себе отпечаток тех солнечных лучей, которые вот-вот скроются за горизонт, но ещё мерцают из-за горизонта между тёмными силуэтами многоэтажек.
Именно с этого альбома в музыкальный идентификатор Bohren можно условно добавить слово jazz, конечно уточнив его такими эпитетами как dark, horror, funeral или doom.
Хотя Кристоф Клёзер достаточно скептически относится к характеристике музыки группы как jazz:
Конечно, это никакой не джаз, хотя как только звучит первый удар по тарелке, первый выдох саксофона, наши уши сразу решают за нас – ага, джаз!... нет, это, скорее, инструментальные песни с очень жёсткой структурой, в них всё есть – вступление, куплет, рефрен, брейк, куплет... Мелодии? Конечно, мелодии.
К прослушиванию: On Demon Wings, Street Tatoo, Nightwolf
Открыв новую главу в своём творчестве музыканты вспомнили об атмосфере первых релизов и добавили в достаточно светлый (в рамках творчества Bohren) звук Sunset Mission мрак первых двух альбомов и получился Black Earth.
Black Earth (2002)
Думаю что так бы звучал Gore Motel будь он выполнен в стилистике Sunset Mission. Здесь снова атмосфера тихой тёмной ночи замешанная на тревожности. Саксофон отодвинулся на второй план (впервые появляется только в пятом треке), уступив место клавишам, а в качестве фона использованы хоры, создающие несколько инфернальную атмосферу.
К прослушиванию: Midnight Black Earth, Destroying Angels, Skeletal Remains.
Geisterfaust (2005)
Возвращение к звуку Midnight Radio. Саксофон ушёл (почти) из музыкальной палитры, остались только ударные, гитара, клавиши и контрабас. Прямое продолжение первых двух релизов, но не такое сырое как дебютник и не столь давящее как второй альбом. Круг замкнулся. Bohren вновь упёрлись в ту черту за которой если и есть что-то, то это тишина. И похоже что музыканты это понимали уже при записи альбома потому что на завершающем треке Kleiner Finger ближе к концу появляется саксофон, предвещающий новый виток в творчестве группы.
К прослушиванию: Zeigefinger, Kleiner Finger.
Но новый виток не задался, в 2008 году группа выпустила альбом Dolores, который не стал новым Sunset Mission, а скорее вернулся к звуку Black Earth.
Dolores (2008)
Ощущение что группа пошла на второй круг. Только вместо инфернальных хоралов Black Earth на Dolores очень много партий вибрафона, что несколько сбавляет атмосферу жути, но, как мне кажется, печали на Dolores больше. На альбоме начинают ощущаться элементы повторения идей прошлых релизов, но они выражены в более компактной форме.
К прослушиванию: Karin, Unkerich, Welk
В 2011 году группа сделала шаг в сторону и выпустила трёхкомпозиционный EP Beileid, с двумя новшествами. Во-первых на альбоме в первый и пока в последний раз в истории группы была записана кавер-версия, во-вторых в первый и в последний раз на релизе задействован вокалист и не абы кто, а сам Майк Паттон, известный в первую очередь по коллективу Faith No More.
Beileid (2011)
Сами участники не сильно были вдохновлены работой с вокалистом.
Мортен Гасс отвечая на вопрос о возможном продолжении работы с вокалистами и с кавер-версиями:
Не думаю. Нам просто спокойней работать своими силами. Так что если вокал у нас где-то и появится, то это будет наш собственный. И опыт с кавер-версией, наверное, так и останется уникальным. С ней пришлось гораздо больше возиться, чем с собственной новой музыкой.
Кавер версией является композиция Catch my Heart, которая была записана группой Warlock (именно в ней начина карьеру королева металла Doro) на альбоме 1985 г. Hellbound.
Пятиминутная метал-баллада была превращена Bohren в тринадцатиминутное медитативное полотно.
К прослушиванию: целиком.
Через 3 года коллектив вернулся к звучанию предыдущего релиза и выпустил альбом Piano Nights, который, увы, несёт в себе признаки стагнации музыкального развития коллектива.
Piano Nights (2014)
Видимо формула Black Earth и Sunset Mission оказалась самой приемлемой для коллектива, поэтому почему бы её не развивать периодически добавляя элементы Geisterfaust, Gore Motel и Midnight Radio. Но Piano Nights, не смотря на свою вторичность относительно других релизов мне особенно близок потому что это был первый альбом группы, который я услышал.
P.S. обложка конечно ужасна.
К прослушиванию: любой трек.
В 2015 году группу покидает барабанщик Торстен Бенинг и группа остаётся в составе трио, а партии ударных на концертах попеременно исполняют все участники Bohren.
Мортен Гасс отвечая на вопрос об изменениях в звучании группы в связи с уходом барабанщика:
Звучание наше не поменялось примерно никак. На гастролях только нам теперь на четверть менее весело.
Первым релизом без Бенинга стал вышедший в 2020 году альбом Patchouli Blue. Являющийся, на мой взгляд, очередными вариациями на тему заложенные в релизах 2000, 2002 и 2008 годов. Ничего нового к творческому багажу группы не добавлено, но приятно что они всё ещё что-то записывают. Кстати, альбом очень хорош для первого знакомства с группой, наравне с Sunset Mission. И я считаю его самым романтическим релизом Bohren der Club of Gore.
Patchouli Blue (2020)
К прослушиванию: Verwirrung am Strand, Patchouli Blue, Sollen es doch Alle wissen.
Если вы всё же решились познакомиться с дискографией Bohren der Club of Gore, то я бы рекомендовал слушать их релизы в следующем порядке:
Sunset Mission (2000), Patchouli Blue (2020), Dolores (2008), Black Earth (2002), Piano Night (2014), Beileid (2011), Geisterfaust (2005), Gore Motel (1994), Midnight Radio (1995).
Закончить же мне хочется цитатой из официально паблика магазина Plastinka.com
Каждый альбом Bohren & Der Club Of Gore - это путешествие на край ночи. Иногда получается вынырнуть к рассвету, но чаще всего ночь оказывается бескрайней, а тьма - густой и беспросветной. И эта мрачная романтика настолько завораживает, что хочется возвращаться в атмосферу музыки Bohren снова и снова. Каким бы светлым ни был день, включая Bohren & Der Club Of Gore, оказываешься, как минимум, в персональном нуар-детективе. Порой можно почувствовать себя патологоанатомом в пустом морге, а иногда - агентом Дэйлом Купером, потерявшемся в черном вигваме.