Иногда трудно поверить, что Марк Холлис не написал сценарий карьеры своей группы заранее заранее: история Talk Talk во многом противоположна тому, что происходит с большинством групп, добившихся успеха. Они не начинали со сложной музыки, чтобы потом упроститься и уйти в мейнстрим, принеся свои музыкальные амбиции в жертву коммерции.
Вместо этого они начали с создания явно коммерческой поп-музыки, при этом невероятно хорошей, и достаточно быстро добились успеха с ведущим синглом со второго альбома. Вы наверняка его слышали.
В начале нулевых песня получила новую жизнь с кавер-версией от Гвен Стефани.
На третьем же альбоме (The Colour of Spring, 1986) группа умело балансировала между арт-роковыми замашками и серьёзной поп-музыкой.
Что же дальше? А дальше Talk Talk и её лидер Марк Холлис шагнул в пустоту.
За четыре года (с 1988 по 1991) Talk Talk успели полностью перечеркнуть свои былые коммерческие достижения, обрести новую идентичность, обозначить новый музыкальный жанр и тихо разойтись.
Эти четыре года обозначены в дискографии коллектива двумя релизами Spirit of Eden и Laughing Stock, о которых и пойдёт речь в этом материале.
На волне успеха альбома The Colour of Spring группа получила полный карт-бланш от EMI и в мае 1987 года вошла в студию Wessex Studios, построенную в здании бывшей церкви в Лондоне. Рабочий график был установлен с 11 часов дня до полуночи, пять дней в неделю. В студии царила тьма, свет давали только несколько настольных ламп, страбоскоп и проектор, в воздухе витал запах ладана и различных курительных трав.
Первые три месяца группа, а именно: Марк Холлис (вокал, клавиши, гитара), Ли Харрис (ударные) и Пол Уэбб (бас-гитара) записывали основу для шести попавших на альбом треков.
На втором этапе группа приглашала различных музыкантов, чтобы те дополнили своими партиями основной костяк пластинки.
В выходных данных альбома никто из сессионщиков не указан, поэтому невозможно установить сколько человек успело поприсутствовать в студии и чьи партии в итоге попали в альбом, говорят что в среднем через студию прошло порядка полусотни музыкантов.
При этом у Холлиса был свой особый подход к созданию и записи их музыкальных партий.
Фил Браун (звукоинженер):
Было очень мало общения с музыкантами, которые приходили играть. Их вели в студию в темноте, надевали наушники и включали трек.
И слушая записанную музыку, оказавшийся в тот момент в студии к примеру трубач, должен был играть поверх имеющейся записи всё то, что придёт ему в голову. Всего было 8 попыток.
А когда сеанс заканчивался никто не говорил ему хорошо получилось или плохо, нужно что-то переделывать или нет, он музыкант просто уходил, не зная, что будет с его работой, она могла попасть на альбом целиком, могла частично, а могла вовсе оказаться на полу монтажной комнаты.
Дэнни Томпсон (контрабас):
Мы сделали восемь дублей пятиминутной песни, а от всего этого осталось три ноты. Худшая сессия в моей жизни.
По сути, Холлис сэмплировал партии живых музыкантов. После того, как каждый сессионный музыкант уходил, трио прослушивало все дубли, и Марк решала, что оставить. Все, что не подходило просто стиралось, поэтому никаких ауттейков или черновых дублей у альбома нет.
Ярким примером может служить запись хора для композиции I Belive in You.
В начале декабря 1987 года в студию был приглашен хор из 25 человек, Филу Брауну очень понравилась их сессия, но на следующий день Холлис сказал ему: Звучит слишком хорошо — как The Cliff Adams Singers [радиогруппа BBC 1950-х годов]. Можешь стереть?
Браун всё стёр, а в январе запись была повторена, но на этот раз с участием детского церковного хора.
При этом Холлис уверял что подобный подход не был направлен на достижение идеального с точки зрения техники исполнения:
Я не думаю, что техника важна для музыки, важен энтузиазм, то состояние души, находясь в котором вы играете…
По сравнению с кропотливой работой и бесконечными месяцами записи инструментов, вокал Холлиса записывался быстро — у него уже были полностью написанные тексты и готовы все вокальные линии. Микширование было таким же простым, поскольку всё ненужное уже было отсеяно на стадии записи.
Получившийся в результате альбом включал шесть импровизированных произведений, наполненных пустотами и неторопливым ритмом, смешавших в себе пасторальный джаз, современную классику, фолк, прог-рок и свободный блюз в единый абсолютно некоммерческий музыкальный микс. Мне это напоминает встречу Майлса Дэйвиса времён In A Silent Way и Брайана Ино, когда тот проводил свои первые эмбиентные опыты.
Найджел Рив (репертуарный директор EMI):
Все очень нервничали из-за этого альбома. Лейбл не получил то, что хотел. Не было хитового сингла, никто не понимал, как это можно продать.
Первоначально Talk Talk не планировали снимать клипы на песни с альбома и гастролировать в его поддержку, но EMI всё же уговорил Марка отредактировать I Belive In You до синглового формата и сделать клип, который срежиссировал Тим Поуп.
Марк о сингле:
Это исключительно для того, чтобы помочь звукозаписывающей компании продвигать этот альбом, только для этого.
Чуть позже (в августе 1988 года) Холлис несколько потеплел к идее видео и упомянул, что они рассматривают возможность создания фильма для сопровождения первой стороны альбома и надеются, что Тим Поуп станет его режиссером.
Продвижение Spirit of Eden в виде визуально-музыкального полотна кажется очень заманчивой идеей, учитывая образность его музыки. Видеоряд помог бы этим композиция стать более доступными для слушателя и при этом показать, что Talk Talk вышли на иной творческий уровень.
Но возможно, из-за стоимости или, что более вероятно, из-за того, что в 1988 году это была просто слишком экстремальная идея, фильм так и не был снят.
И давайте будем честны, едва ли I Belive In You, сделанную лицом альбома, можно было бы напевать стоя в пробке и уж точно под неё нельзя было танцевать, и она не была похожа ни на что из того, что было в чартах в то время. Группу и лейбл ждал коммерческий провал.
Spirit Of Eden был альбомом вне времени, он мог быть записан и в 1972 году, и в 1976 году.
Тони Уодсворт (исполнительный директор EMI):
Когда я впервые услышал альбом в готовом виде, я подумал: Хм, это интересно, — и очень быстро вник в суть. Если отбросить технологический аспект, то его можно было сделать и 20 лет назад и даже раньше. Это что-то среднее между классической музыкой и джазом.
Вне времени оказалась и обложка альбома авторства Джеймса Марша.
Джеймс Марш:
Когда меня попросили подумать над созданием обложки для Spirit of Eden я вспомнил об одной из своих работ, которую написал ещё в 1975 году. Она посвящена близости человека к морю. Учитывая, что жизнь возникла из моря, неудивительно, что большинство из нас будто магнитом тянет к нему. Само изображение на самом деле представляет собой двойную метафору, где и море, и дерево являются основными жизненными силами или опорами. Эта картина имеет для меня особое значение, поскольку представляет собой переходный этап в моей карьере и, как следствие, является одной из моих любимых работ того периода.
Менеджер Talk Talk Кит Аспден показал группе несколько работ Марша и те единогласно выбрали дерево.
Очень удачное сочетание обложки и скрывающейся за ней музыки (прим. позже такую музыку назовут пост-рок, а Talk Talk объявят первопроходцами жанра).
Мне сложно рекомендовать какие-то композиции с этого альбома, он прекрасен целиком, поэтому скажу так, послушайте первую композицию The Rainbow и поймёте ваше это или нет.
Марк Холлис, когда его спросили об оптимальной обстановке для прослушивание этого альбома, ответил:
Определенно поздно ночью. В очень спокойном настроении, без отвлекающих факторов.
Впереди Talk Talk ждал разрыв, а позже суд с EMI, новый контракт и альбом, ставший продолжением Spirit of Eden, о котором мы очень скоро поговорим.
А пока что, дамы и господа, Talk Talk: