―Да, конечно, возрастное. Мы перебесимся, и будем такими же, как вы (c)
Рано или поздно мы все оказываемся перед выбором, может даже не осознанным, но выбором. Каков мой путь – идти по стопам родителей или прокладывать собственный? Притворятся, подстраиваясь под современные нормы или быть собой? Планировать или плыть по течению?
Вот и молодой парень Иван, вчерашний выпускник школы, не поступивший в институт, проводит лето, работая курьером, начинает искать свой путь. Однажды, отвозя рукопись профессору, он знакомится с его дочкой и влюбляется в нее.
Став, по факту маргиналом (уже не школьник, но ещё и не студент), герой проходит классические стадии принятия неизбежного. В его случае неизбежности взросления и неопределённости в том, что его ждёт, кем он будет.
Проблема в том, что нет промежуточного варианта – всегда только два: черное или белое. Это явно не устраивает героя, но при этом он не «нигилист», как его называет профессор (и здесь очень яркая отсылка на Тургеневских «Отцов и детей»), он «нонконформист». Герой не хочет ничего разрушать, он хочет менять сложившиеся устои, он хочет честности. Да, он обманывает, но обман в его случае больше напоминает сарказм, понятный герою и зрителю. В желании перемен он максимально близок к новому времени, времени перестройки. Это делает его, пусть не героем нашего времени, но человеком, который очень тонко его чувствует, понимая, что вот-вот что-то произойдет.
Перемены и их принятие одна из ключевых тем фильма. Ими пропитан каждый кадр (обратите внимание на количество новостроек в фильме), каждый диалог, каждый персонаж.
При этом героя окружают, сами того не ведая, несчастные, нереализованные люди: мать, которая хотела быть актрисой, но не стала; профессор, который явно пошел по стопам родителей; начальник, который мечтает об определенном атмосферном давлении, чтобы рыба лучше ловилась; друг, единственная мечта которого пальто.
Когда меня спрашивают, о чем фильм, я всегда отвечаю – это фильм о любви и принятии своей судьбы. Потому что как бы герой не хотел, он не вписывается в общество Кати. Как бы не хотела Катя он никогда не сможет быть с ней.
В финале, пройдя все стадии, он примет свою судьбу.
Когда читаешь название данного произведения, то думаешь, что "Курьер" - это производное от работы героя, но если копнуть глубже, то здесь курьер - это человек, ломающий "четвертую стену" несущий нам, зрителям, понимание неизбежности перемен.
Спустя 36 лет фильм остаётся актуальным, во-первых, каждое новое поколение будет сталкиваться с этапом взросления, а во-вторых, трансформация общества, которое мы наблюдали тогда, происходит и сейчас, что делает это кино как никогда актуальным. Так что если вы по какой-то причине пропустили этот фильм, посмотрите обязательно. Чудесные актёры, великолепная музыка. А мне будет интересно узнать ваше видение фильма в комментариях.
Шахназаров запустил новую волну фильмов перестроечного периода, подобно фильмам французской «новой волны», режиссёр он же автор, принимает участие во всех этапах производства фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. И в действительности фильм не похож на предыдущие работы режиссера. В дальнейшем Шахназаров создаст еще один тихий шедевр «Исчезнувшую империю», где более масштабно поднимет темы, затронутые в данном фильме. Но это будет уже совсем другая история.