Вернее, не совсем так: они извиняются только тогда, когда для них это выгодно, и эти извинения никогда не бывают искренними.
Почему мы вообще извиняемся? Потому что чувствуем раскаяние и хотим разместить это, попросив прощения у того, кого обидели и задели. Так вот, нарциссы никакого раскаяния не чувствуют. У них нет внутри той штуки, которая отвечает за раскаяние. Не завезли, увы и ах.
Для нарцисса извинения — это признак слабости
Это как признать: «да, я был(а) неправ(а)», и тем самым разрушить флер грандиозности и великолепия, который нарцисс так долго и старательно вокруг себя выстраивает.
Нарцисс искренне считает, что он всегда прав, что он всегда поступает правильно (даже когда все кричит об обратном). Он настолько сильно в это верит, что буквально не может даже допустить мысль о собственной неправоте. Особенно если учесть, что следующим шагом после признания неправоты обычно бывает взятие на себя ответственности: «Прости, я виноват». А у нарцисса всегда виноват кто угодно, но только не он сам.
Для нарцисса извинения — это как потерять контроль
В природе нарцисса заложено стремление контролировать всех и вся. Только так он может хотя бы на какое-то время ощутить себя в безопасности. И, конечно, на фоне этого глобального контроля, извинения совершенно не ложатся в схему.
Дело здесь еще в том, что помимо грандиозной части, у нарцисса есть еще одна — уничижительная. Они боятся этой части как огня, и готовы на все, лишь бы маятник не качнулся в эту сторону. А извинения как раз и могут его качнуть, да еще как!
Для нарцисса извинения — это разрушение великолепия
Все поведение нарцисса направлено на то, чтобы им восхищались окружающие. Тем самым нарцисс хоть как-то пытается наполнить бездонную бочку, находящуюся у него внутри. Все люди должны восторгаться, превозносить нарцисса до небес, и — конечно же — подкармливать его нарциссическим ресурсом.
А что будет, если нарцисс извинится? Окажется, что не все вокруг готовы падать ниц и целовать пол, по которому прошло их высочество. Это подорвет великолепие нарцисса, продемонстрирует его слабость и никчемность. Так что — никаких извинений!
Для нарцисса извинения — это признание, что он в отношениях
Когда мы перед кем-то извиняемся, даже если это незнакомец в метро или на улице, — мы так или иначе вступаем с этим человеком в отношения. Мы словно говорим: «Я тебя вижу, я замечаю, что задел(а) тебя, и мне искренне жаль»
Насколько бы мимолетно это ни было, — все равно это настоящие человеческие отношения, которых нарцисс внутренне жаждет и которых боится как огня.
Для нарцисса извинения — это способ манипуляции
Обычно происходит так: когда жертва уже готова «сделать ноги» и навсегда попрощаться с нарциссом, он вдруг это понимает и включает запасной набор манипуляций, в число которых входят извинения. Он изображает раскаяние, просит прощения, обещает исправиться… Но все это лишь для того, чтобы жертва вернулась под его контроль. Искренними извинениями там и не пахнет.
Или второй вариант: нарцисс начинает извиняться, но оборачивает дело так, что виноватым в итоге оказывается вовсе не он. Например: «Прости, что я не вынес мусор, но я не смог найти ведро на обычном месте, зачем ты его переставила?»
Заключение
Если вам хочется нормальных человеческих отношений, в которых есть место извинениям и раскаянию, — с этим точно не к нарциссу. Неважно, любовный ли это партнер, родитель ли, друг, коллега, — они все равно не умеют и никогда не станут искренне извиняться.