Вопрос: Ассаляму алейкум! Если человек зарезал барашку в качестве назра, приготовил ее для нуждающихся, имеет ли право он сам данное мясо кушать?
Ответ:
بِسۡـمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰـنِ ٱلرَّحِيـمِ
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Человек, который произвел заклание жертвенного животного по причине обета, не имеет право употреблять его мясо, т.к. целью данного заклания является раздача мяса беднякам в качестве милостыни.
Также он не имеет право кормить этим мясом супругу, родственников восходящего¹ и нисходящего² родства, и богатых (т.е. тех, кто имеет нисаб для выплаты закята).
¹ родственниками восходящего родства считаются его родители, а также его деды, прадеды, бабушки и прабабушки, восходящие по родству.
² родственниками нисходящего родства считаются его дети, а также его внуки и правнук, внучки и правнучки, нисходящие по родству.
Обоснование:
"وإنَّ وَجَبَتْ بالنذر فليس لصحابها أن يأكل منها شيئًا، ولا أن يطعم غيره من الأغنياء سواءً كان الناذر غنيًا أو فقيرًا؛ لأنَّ سبيلها التصدُّق، وليس للمتصدِّق أن يأكل من صدقته، ولا أن يطعم الأغنياء".
يُنظر: "تبيين الحقائق شرح كنز الدقائق"، عثمان بن علي الزيلعي الحنفي، 6/8.
«По причине того, что ему стал обязателен [заклание жертвенного животного] по причине обета, он не имеет право употребить мясо жертвенного животного, также не имеет право накормить из него богатого человека, и не важно, является ли давший обет богатым или бедным, т.к. целью [данного заклания жертвенного животного] является раздача этого мяса в качестве милостыни, а тот, который дает милостыню, не имеет право употреблять ее, а также кормить им бедняков».
См. «Табъйин аль-хакаик шарх Канз ад-дакаик», ’Усман ибн ’Али аз-Зайля’и аль-Ханафи, 6/8.
И Аллах знает лучше.