Психологи и эксперты по коммуникациям много говорят о важности первого впечатления. И я с ними согласен. Когда мы знакомимся с человеком, уже в первые минуты у нас формируется некое представление о нем. Мы обращаем внимание на стиль, манеры, мимику, поведение. На сознательном уровне решаем, приятен нам собеседник или нет.
Но по одежке встречают, по уму провожают. Не стоит забывать об этом. В противном случае человека быстро раскусят, и станет понятно, что внутри он не соответствует заявленному образу. Рассказываю, как создавать хорошее впечатление, чтобы не потерпеть фиаско.
По одежке встретили
Кто бы что ни говорил, но внешний вид имеет огромное значение. Конечно же, одежда сама по себе не главное, важно, что внутри. Но мнение формируется по одежде, в том числе. Я не призываю покупать вещи в элитных магазинах. Это все напускное. Лучше быть, а не казаться.
Я живу в Дубае и часто наблюдаю, как возле бутиков стоят девочки и просят отдать им пакет известного бренда. Вот это признак «казаться». Вас все равно потом раскусят, и станет понятно, что одежду покупаете в обычном масс-маркете. Можно просто аккуратно, но недорого одеваться.
Неважно, сколько стоит платье или брюки. Важно как они на вас смотрятся. Одна моя знакомая говорит, что даже самый дорогой свитер после первой носки становится «бэушным». Одежда и прическа должны быть аккуратными. Ботинки вычищены. Ногти ухожены. Я говорю очевидные вещи, но люди часто не помнят об этом.
Не стоит забывать про опрятность. Если от человека разит потом, то с ним общаться не захочется. Да и вообще в 21 веке говорить о чистоплотности смешно и стыдно. Сейчас есть масса средств для гигиены. Но не забываем и про меру. Не надо слишком уж благоухать, но запахи важны.
Расскажу, как усилить и закрепить первое впечатление. Если дальше ничем не подкрепить вот эту «одежку», то ничего не получится. Это будет фиаско. Вы провалитесь и выдадите свою некомпетентность. Начнем:
- Будьте вежливы и приветливы. Звучит банально и очевидно. Но как много вы встречали людей, которые проявляют уважение? Умеют правильно поздороваться. Не стараются сразу с первых слов влезть в душу и сократить дистанцию. Общаются на «вы». Улыбаются. Искренне улыбаются! Дружелюбны. Они дарят свою энергетику. Такие встречаются не так уж часто. И когда видишь открытого человека, возникает желание с ним общаться дальше. Поэтому совет № 1 – вежливость и открытость.
- Внимательно относитесь к невербальным сигналам и к дистанции, которой придерживаетесь. Недавно был интересный момент, когда я познакомился с одним товарищем. Он был очень навязчив. Подошел и похлопал меня по плечу. Это было мне неприятно. Во время нашего разговора он очень сокращал дистанцию. Мне пришлось ее увеличивать. Вторжение в чужое пространство и навязывание себя сильно отталкивают. Друзья, помните, что первая встреча – это всегда увеличенная внешняя дистанция.
- Не забывайте контролировать жестикуляцию во время общения. Я позволяю себе активно жестикулировать, когда выступаю перед аудиторией и на видео. Но в жизни моя жестикуляция иная.
- Задавайте вопросы, слушайте ответы. Первое впечатление можно испортить, если вы много говорите о себе и не спрашиваете ни о чем собеседника. Хорошее впечатление о вас складывается, когда вы задаете вопросы и слушаете.
Вот эти четыре пункта – первая часть «по одежке встретили».
По уму проводили
Переходим теперь ко второй части. И поговорим про навык правильно вести переговоры. Если человек умеет это делать грамотно, то с ним захочется общаться. И конечно он будет выглядеть экспертом. И первое впечатление подтвердит.
А как научиться вести переговоры? Очень важно быть подготовленным. Когда мы идем на встречу и думаем: «Да я сориентируюсь по ходу» – это не очень хорошо. Не спорю, экспромт тоже важен. Но если вы подготовлены и знаете информацию об оппоненте, изучили структуру его компании, посмотрели, кто он, то конечно, вы покажете свою экспертность.
Но если вы не до конца разбираетесь в теме, берите с собой эксперта. Я тоже не разбираюсь во всех областях. И когда необходимо, сложный вопрос адресую своему эксперту. И это не роняет статус, а наоборот повышает.
Помните, эксперт – это не тот человек, который может ответить на все вопросы. Он отвечает на вопросы, которые знает. А если не знает, то берет паузу, изучает и дает ответы.
Читайте еще: