На автомобилях BMW оснащенными кондиционером для управления скоростью вентилятора печки используется выходной каскад вентилятора также называемый "ежиком". Название это пошло от внешнего вида детали, иголки которого являются ничем другим как радиатором охлаждения узла.
Слева на фото ежик старого образца в полностью алюминиевом корпусе. Инженеры многократно дорабатывали эту деталь и в результате получилось деталь на фото справа. Заказать деталь в старом корпусе невозможно, деталь снята с производства и не поставляется. Все производители не оригинальных запчастей делают ежики такими как на фото справа. Жалоб на не оригинальные ежики практически нет, они неплохо ходят на наших машинах.
Электронная плата ежика залита эпоксидным компаундом. При огромном желании есть возможность разогреть компаунд паяльным феном и вычистить плату зубочисткой, однако это тяжелый и долгий труд. Также очень легко сковырнуть миниатюрные SMD компоненты, а их маркировку потом можно и не восстановить.
Когда вы меняете скорость вентилятора печки, блок климата генерирует сигнал ШИМ, который по отдельному проводу подается на ежика.
На плате ежика установлена микросхема ELMOS, которая отвечает за обработку ШИМ сигнала и управления полевым транзисторами.
Эта транзисторы можно сравнить например с трубой, по которой течет вода и краником на этой трубе. У транзистора них есть 3 лапы (G — gate (затвор), S — source (исток) и D — drain (сток)).
Gate — это наш краник, он может быть либо полностью открыт, либо полностью закрыт.
Source — это вход в который ток заходит.
Drain — это выход (стоит отдельно отметить, что этот контакт соединен с корпусом транзистора, который в свою очередь соединен с железным радиатором ежика, а значит не в коем случае нельзя допустить контакта железного корпуса с компонентами на плате).
На схеме транзистора нарисован диод, который называется паразитным. При производстве полевых транзисторов образование такого диода неизбежно. Благодаря этому диоду можно диагностировать полевые транзисторы. Как правило неисправные транзисторы пробивает насквозь и фиксируется мильтиметром как короткое замыкание.
На дорестайлинговом ежике использовались полевые транзисторы с маркировкой BUZ100. Найти оригинальные транзисторы с такой же маркировкой практические невозможно. Китай делает массовую подделку комплектующий, поэтому ежик после замены транзисторов скорее всего долго не проработает.
Характеристики транзистора BUZ100
Можно подобрать похожие транзисторы по характеристикам. Главное чтобы он был N-канальный, расположение выводов G/D/S соответствовало, напряжение, постоянный ток и мощность были не меньше чем у родного.
Я подобрал некоторые аналоги транзистора BUZ100:
IPP100N10S3-05 — 100V, 100A, 300W
TK100E10N1 — 100V, 100A, 255W
STP80NF70 — 68V, 98A, 190W (мощность ниже чем у родного)
Транзисторы установленные в корпус радиатора.
Часто из-за перегрева ежика у него оплавляются, а затем окисляются места пайки ножек транзисторов (на фото снизу, три слева и три справа). Люди пытаются продлить жизнь ежику расковыривая компаунд и пропаивая ножки транзисторов. Это не на долго помогает решить проблему.
Истинная причина выхода из строя ежика (регулятора оборотов печки)
Нужно понимать, что автомобили наши не молодые и неисправность может заключаться далеко не в самом узле, а во комплексе посторонних проблем, которых предстоит устранить.
Чаще всего начинает постепенно выходить из строя моторчик печки. Притом графитовые щетки притертые к коллектору могут работать очень много лет, но они не вечные и могут закончиться со временем. Хотя на самом деле причина стирания графитовых щеток чаще несколько иная.
Сэкономленные деньги на замене салонного фильтра приводят к перегреву моторчика, при этом смазка вытекает из подшипников от перегрева и происходит быстрый износ подшипником моторчика печки, и как следствие заклинивание оси.
Попадание песка и грязи в моторчик печки через неплотности пластиковых впускных патрубков вызывают искрение графитовых щеток. Это приводит к их быстрому износу. Порой достаточно пару дней, чтобы щетки стерлись полностью в ноль.
Графитовая стружка забивается в медный коллектор (контактное токосъемное кольцо моторчика), что приводит к серьезной утечке тока мимо катушки моторчика.
Все эти факторы приводят к сильному повышению пикового тока пуска и постоянного тока питания моторчика. Ежик не в состоянии выдерживать такую нагрузки. Транзисторы в ежике перегреваются, контакты начинают отпаиваться, частенько все заканчивается сквозным пробоем транзистора. При таком пробое моторчик начинает постоянно крутиться на максимальных оборотах.
Замена ежика ненадолго решит проблему и умирающий вентилятор печки скоро снова выведет его из строя. К тому же я лично сталкивался с ситуацией, когда транзисторы еще оставались рабочими, но в них происходила утечка тока. Когда машина засыпала, через ежика фиксировался ток утечки порядка 300-500мА.
🔗 https://pay.mysbertips.ru/83928782
BMW 64118364173, 64116920365, 64116923204, 64118385549, 64116929486, 64116920365, 64116929486.