Найти в Дзене

Акварельный Скетчинг от Феликса Шайнбергера. Обзор книги для начинающих рисовак

Оглавление

Салют! На связи Капуста и дочитанная книга по рисованию. Есть мне что сказать на эту тему, надеюсь и вам будет полезно💜

Книга: «Акварельный скетчинг. Как рисовать и рассказывать истории в цвете» 
Автор: Феликс Шайнбергер
Издательство МИФ
Книга: «Акварельный скетчинг. Как рисовать и рассказывать истории в цвете» Автор: Феликс Шайнбергер Издательство МИФ

Книга: Акварельный скетчинг. Как рисовать и рассказывать истории в цвете

Автор: Феликс Шайнбергер

Издательство: МИФ

Для кого эта книга?

Для тех, кто только начал знакомиться с акварелью. Она не научит вас рисовать, но поделится множеством советиков, которые будут полезны в вашей практике. Феликс работает в довольно скетчевой манере и использует дополнительные материалы, а также много эксперементирует и рисует с натуры. Соответственно, рассказывать он будет про основы и свою технику.

Когда-то я читала эту книгу, несколько лет назад, когда много экспериментировала с материалами для рисования. И она очень мотивировала и вдохновляла на акварельные эксперименты. На мой взгляд, она подойдёт тем, кто недавно обзавёлся своим первым акварельным набором красок или кто решил всерьёз взяться за дело, но только вначале своего пути и не знает с чего начать.

Как и в любых других книгах - важно помнить, что в рисовании есть много советиков, но нет правил. Если вам не нравится какой-то приём, техника, совет, то не используйте. Но чтобы понять, что он вам не нравится - его стоит попробовать)

В общем, когда я училась я положила эту книгу на стол и читала с перерывами на эксперименты. Периодически возвращаясь к советам, приёмчикам и рассуждениям в этой книге.

Что это за книга? Коротко, что там есть.

Содержание книги
Содержание книги

Я вижу эту книгу, как вдохновляющий сборник базовых советов.

Начинается книга с пары глав, в которых разбираются стереотипы про восприятие акварели, а также про ценность опыта в искусстве. Потом можно побольше узнать про состав акварели и некоторые истории разных пигментов. На базовом уровне вполне неплохо. А также прикольные небольшие картинки в соответствующих цветах.

Потом начинаются более прикладные главы про скетчи, лессировку тушью и акварелью, технику мокрым по мокрому и прочие советики по акварельным техникам рисования. Которые стоит пробовать применять в процессе прочтения книги, чтобы подкреплять теоретическую информацию практическим опытом.

-3

Далее идёт информация по цвету, цветовым гармониям и сочетаниям, которые я также советую параллельно пробовать в своих зарисовках вместе с базовыми акварельными техниками. Я именно так и делала при первом прочтении, когда училась акварели. В какие-то моменты я даже пыталась скопировать цветовое сочетание работы из книги. И это очень помогло лучше понять акварель и сделать какие-то свои выводы о том, что говорит Феликс.

Потом начинаются разные советы по стилю, и немного информации по материалам, краскам, кистям, походом на пленеры, и всё это вперемешку с главами по рисованию воды, смога, работе с композицией и разными акварельными спецэффектами. На мой вкус, главы слегка перемешаны, но они вполне неплохие.

Книга читается легко и быстро. Но я старалась читать по чуть-чуть и сразу же пробовать советы на практике. Думаю, это лучший способ работы с подобными книгами, чтобы подкреплять прочитанное опытом и не попасть в ловушку вечного изучения теоритического материала без практики.

Что хотелось бы отметить сердечком. Отдельные нюансы, которые мне понравились

-4
Жёлтую краску очень легко испачкать. Не касайтесь её кистью, на которой осталась другая краска. При работе с жёлтым обильно промывайте кисть в чистой воде

Совет действительно хороший и касается не только жёлтых красок. Если залезть грязной кисточкой в цвет, который светлее, чем тот, который на кисти, он испачкается. Жёлтые цвета в моей детской палитре самые грязные и их уже не отмыть. Т.к. жёлтый обычно самый светлый цвет в палитре, речь идёт именно о нём, но это абсолютно также касается других светлых и пастельных цветов. В акварели очень важно не забывать мыть кисть и держать кисточку, воду в банке и палитру в чистоте.

-5
Планирование - это решения плюс понимание того, как они принимаются.
….…
В живописи нет «правильного» и «неправильного». В процессе художественного планирования каждая развилка открывает бескрайние возможности и нюансы.

Мне близок такой подход, когда творчество воспринимается, как поле для экспериментов и место, где отсутствуют правила.

Всё просто: тень есть там, куда не падает прямой свет.

Такой уровень теоретической базы в книге. И я считаю, что это офигенно! Часто, написанную сухим языком теорию сложно воспринять. Здесь же Феликс объясняет всё своим языком. Мне такое очень нравится, ведь прочитав одно и тоже понятие, но объяснённое с разных точек зрения, можно лучше его понять и найти для себя наиболее подходящую формулировку.

Лессировка и упражнение на рисование еды
Лессировка и упражнение на рисование еды
Проще говоря, лессировку можно сравнить с тёмными очками: более тёмным слоем, закрывающим светлое.

Подобные сравнения, на мой взгляд, достаточно понятным и постым языком объясняют рисовальные термины, которые могут новичкам показаться довольно сложными.

Портрет в технике Размывка тремя цветами
Портрет в технике Размывка тремя цветами
В акварельной живописи всего две основные техники: лессировка и размывка. Все остальные - их сочетания

Это представление об акварельных техниках мне очень помогло наплевать на все чужие советы. Есть два приёма и можно их использовать в любом удобном тебе сочетании. Автор рассказывает про основные моменты и нюансы этих двух техник, но, как я уже писала, это всё стоит пробовать на практике. Чтобы научится контролировать воду в акварели и чувствовать разницу между этими приёмами, нужно взять и попробовать много раз ими воспользоваться намеренно. Хорошенько при этом думая и анализируя, что мы делаем.

Лучший способ научиться - тренироваться.

Во истину так. Феликс говорит про рисование и контроль воды, но это верно везде. Рисовать, пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и учиться на них. А потом по кругу! Это бесконечный, но очень захватывающий процесс.

Никто не заставит использовать вас использовать именно те цвета, которые вы видите.

Феликс много рисует с натуры, людей и городские архитектурные зарисовки. Мне очень нравится, что он пропагандирует и рассказывает, как он делает это через призму своего восприятия и вкуса. На мой взгляд, такие работы более интересны, чем попытки полного копирования реальности.

Никто не заставляет нас рисовать то, что мы видим. Но и никто не заставляет этого не делать. Вкусовщина она на то и вкусовщина, каждому своё и не думаю, тчо стоит об этом спорить.

И ещё один секрет: скорее всего, вы последним распознаете свой «узнаваемый стиль», ведь трудно дистанцироваться от собственной работы. Но в итоге вы пойметё, что ваш стиль так же самобытен, как и вы сами.

Про поиск стиля можно снимать курсы, писать книги, и рассуждать очень много и долго.

Ещё одно важное замечание: ваш стиль растёт и развивается сам. Он не должен связывать вам руки.

Это две крайне здравые мысли от Феликса. Мне просто хочется сказать «Да, это так. Согласна с тобой на 100%!» Тема уникального авторского стиля в искусстве, на мой взгляд, похожа на осиное гнездо. Лишний раз трогать это не стоит. Единственное, что добавлю от себя - понятие «своего стиля» может меняться от человека к человеку. Что это для вас? Жёсткие рамки или свобода самовыражения? Просто вопрос для размышления…

Большая успешная картина рождается из нескольких маленьких.

Предварительные скетчи, переработка собственных сюжетов, и прочее прочее… Работы над картиной далеко не всегда заключается в просто «взял и нарисовал». Это про поиски, эксперименты и раздумия.

Моя критика!

Начну с совета, который меня выбесил. Пока от всех советчиков на ютубе слушаешь, что кисти не стоит облизывать и от этой привычки нужно всячески избавляться, Феликс нам предлагает:

Совет. Как заострить кончик кисти после рисования и мытья? Вот нестандартное предложение: поместите её в рот и закрутите кончик языком. Делайте это только с кистями полностью очищенными от краски. Не забывайте, что даже акварель может содержать токсичные пигменты!

Спасибо, Феликс, за уточнение, что кисточки надо мыть. Некоторые акварельные пигменты, действительно могут быть токсичны. Но сувать даже “чистую”, отмытую после краски, кисть в рот не стоит. Это может сформировать вредную привычку, а привычка, к сожалению, не следит за чистотой кисточки...

В добавок, я не очень понимаю прикладную составляющую этого совета, т.к. при высыхании некоторые кисти пушатся, но острый кончик от этого не пропадает и мы его видим, намочив кисть водой. Хорошая кисточка держит тонкий кончик именно в мокром состоянии. Если она его уже не держит, то, скорее всего кисть подрастрепалась. Хоть акварель довольно щадящий материал для кистей, они всё равно не вечны.

-11

А теперь о не самом бесячем, но что бы мне хотелось обсудить. Советы Феликса по составлению палитры.

В набор акварели стоит включить следующие красные и фиолетовые краски: кадмий красный, ализариновый красный, мадженту, марганцевый фиолетовый.

В целом, звучит неплохо, наверное… Основное, что мне хочется добавить - палитра у каждого своя. Я, например, недолюбливаю кадмии, т.к. это достаточно плотные и непрозрачные для акварели краски. Я просто такое не люблю. И у каждого будут свои предпочтения на этот счёт, что абсолютно нормально. Я начинала с базового покупного набора и докупала те цвета, которые мне хотелось попробовать, не слушая чьих-то советов.

Когда я читала первый раз эту книгу у меня встал один вопрос после этого совета «А какие это краски, фирма и номера цветов и пигментов?» Ну и в добавок, несколько лет назад волшебный «Марганцевый фиолетовый» был крайне дорогим для меня цветом. Сейчас у нас появился бренд Пинакс Экстра, в котором можно его найти и он весьма неплох. Это довольно спецефический нестандартный фиолетовый с грануляцией и довольно мылкой текстурой.

Пожалуй, про составление собственной палитры красок можно написать отдельную статью или целый цикл… Так что я пока остановлюсь на комментариях к книге.

Скетч, нарисованный Феликсом, с использованием палитры цветов его друга-художника
Скетч, нарисованный Феликсом, с использованием палитры цветов его друга-художника
Выходите из зоны цветового комфорта

Это увлекательное название главы про то, что не стоит забывать время от времени менять цветовую палитру и пробовать новые сочетания красок. Это, конечно, хороший совет… Но, на мой взгляд, он тут немного не к месту. Во-первых, чтобы выходить из зоны комфорта, нужно вначале её найти. Со временем, вы заметите, что ваши руки тянутся всё к одним и тем же краскам. И это хорошо, потому что это и есть ваши цветовые предпочтения. Но на это нужно время и активное рисование. Во-вторых, хочу заметить, что словосочетание «зона комфота» подразумевает просто «насиженное местечко». Далеко не всегда хочется что-то менять и пробовать новое, это может быть страшно, даже если эта самая «зона комфорта» не такая уж комфортная. Но в рисовании, на мой взгляд, без экспериментов никуда. Конечно, всему должна быть мера и эксперименты должны быть осознанными и следовать какой-то цели. Например, подобрать цветовое сочетание для новой серии работ, протестировать сочетание материалов или просто побаловаться и отдохнуть, что ближе к арт терапии.

Итак, погода бывает плохой - особенно для акварелиста, который не может писать при минусовой температуре. Решение довольно неожиданное: возьмите вместо воды спиртосодержащую жидкость.

Или о том, как Феликс рисует шнапсом. Если честно, мне тут нечего комментировать. В минусовую температуру я предпочту сидеть дома, а не выходить на акварельный пленер. Но знаю, что спирт периодически используют для создания специфической акварельной текстуры, как и соль. Но как поведут себя бумага и кисти со временем от такого рисования, ничего сказать не могу.

Главы про материалы я трогать не буду. Во-первых, я уже писала статьи на эту тему, где подробно высказывала своё мнение. А во-вторых, предпочтения в красках, кистях, бумаге, карандашах и коробочках акварели у каждого своё. Можно почитать мнение Феликса и подумать подходит оно вам или нет. Единственно добавлю, что краски «с собой» предпочитаю блать в пластиковой палитре, т.к. она легче металической.

Если интересны мои статьи с советами, как выбрать материал и на что смотреть, то они есть про акварельные краски, бумагу, кисти

И напоследок

В конце книги пара глав про акварельные иллюстрации на заказ, про цену и ценность работ и когда считать картину завершённой. Это дстаточно обширные темы, с которыми я сталкивалась ранее и раскрыты они тут не сильно. Но для общего образования покатит. Вот парочка цитат для вдохновения.

Красиво что-то или нет - решать вам.

Совет. Не забывайте, что цена картины не равна её ценности. А ценность неизмерима.

Пример работы на заказ от Феликса. Очень мелко напечатанные картинки
Пример работы на заказ от Феликса. Очень мелко напечатанные картинки
Совет. Работая с акварелью, предоставляйте заказчикам информативные скетчи. Тогда правки будет проще обсудить и внести.

Ну и самый завершающий блок текста - Указатель цветов и красок. Там список названий цветов и указание на каких страницах они использовались в качестве пятен красок (не скетчи и рисунки, а именно пятна краски:, насколько мне удалось понять).

Эксперименты на тонированной бумаге
Эксперименты на тонированной бумаге