В этой статье я бы хотела рассказать вам про особенности наскальной живописи на примере замечательного объекта Всемирного наследия - пещеры Альтамира.
Открытие
Альтамира была найдена в 1868 году охотником Модестом Перасом, который нашёл вход, когда пытался освободить своего пса, застрявшего в расколах скал во время преследования добычи.
Археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году в надежде найти там первобытное оружие. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет, которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов. Марселино, увидев подобные изображения, предположил, что они могут принадлежать эпохе каменного века.
Таким образом, Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета. Он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Характеристика
Рисунки пещеры принадлежат Верхнему Палеолиту (Илл. 3), от Ориньякской до средней Мадленской культур (Илл. 4).
Пещера Альтамира хранит выражения различных групп, населявших ее от 35 000 до 13 000 лет назад, пока главный вход в пещеру не был заблокирован оползнем. Пещера представляет собой человеческое наследие, отражение его мира и его видение, его отношения с природой через символический код, отражающий его менталитет.
Каждое произведение искусства - это культурный продукт, который показывает нам, что общество видит, думает и воображает в определенный исторический момент. Первые проявления искусства были частью общества.
Как раз и открытые росписи на стенах составляли форму памяти, увековечивали идеи и мысли людей. Представленные изображения - это истории, темы, на которых основывались жизни этих людей.
Пространство
Пространство пещеры Альтамира принято делить на три части:
- Первая включает в себя расширение, где расположен так называемый «Большой плафон» — потолок объемного зала, покрытый изображениями бизонов. Площадь «плафона» определяется примерно в 180 кв. м.
2. Далее тянется галерея, от которой отходят еще несколько коридоров поменьше. Это — вторая и центральная часть Альтамиры (Илл. 5).
3. К третьей части пещеры относят коридор длиной около 50 м, стены которого густо, почти сплошь разрисованы (Илл. 5).
Техника искусства
Краска. Альтамира — пещера с полихромной каменной живописью. При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра, оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой. Наскальные рисунки нередко выполнены с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных.
Инструменты. Применялись инструменты - полые трубки, через которые наносились красители (аэрографы). Также был грабшти́хель — это резец для гравирования с треугольным, квадратным или ромбовидным сечением, предназначенный в основном для нанесения контурных линий различной ширины во время предварительной разметки рисунка.
Изображения
Пещера Альтамира - это максимальное представление о творческом духе человека. Здесь мы уже можем наблюдать художественные приемы, обращение с формой, большие форматы, реалистичность, абстракцию и символизм. Древний человек умело использовал рельеф стен и потолков пещеры, чтобы придать объемность своим изображениям. Крупнейшими изображениями являются лошади и бизоны длиной от 125 до 170 см. Также если мы посмотрим на изображения бизонов (Илл. 10,11), то можем увидеть, что их живот подчеркнут черной краской. Вообще, угольный карандаш использовался для детализации волос, горба, глаз у животных.
Или, например, оленуха размером более двух метров. Сначала контур был выгравирован и нарисован черной линией с помощью угля; затем внутренняя часть была заполнена красной или желтоватой краской.
К тому же, это не просто статичные изображения, а на наскальных рисунках отображены различные ситуации из жизни животных. Поражает то, как первобытный человек с реалистичной точностью мог изобразить все изгибы тела животного.
Ясно, что при недостаточно развитом мышлении, когда в сознании первобытного человека еще не было разделения на реальность, религию, искусство, науку, а существовал единый мир для восприятия, он вряд ли думал об эстетическом эффекте своих произведений. Вероятнее всего эти рисунки служили для каких-либо ритуальных нужд первобытного человека.
«Большой плафон»
В центре Большого плафона в различных позах нарисованы 15 бизонов; позади самого крупного бизона изображена оленуха, еще выше — кабан и несколько фигур лошадей, и козел.
Получается, что это не единая композиция, а три основных композиции:
В изображении кабана мы можем заметить движение, которое создается с помощью прорисовки дополнительных конечностей.
Примечательны фигуры бизонов: есть проработка шерсти, есть контур, видна реалистичность изображения. При этом, нет уровня земли и бизоны как будто бы парят; есть бизоны двигающиеся, стоящие и спящие.
Также умело использован рельеф стен и потолков пещеры, чтобы придать объемность изображениям.
Другие изображения животных
Здесь изображение бизона только контурное, с помощью угля; без заполнения внутренней части краской. Также есть детальная проработка шерсти.
Далее представлены остальные рисунки животных ⬇️
На этом я заканчиваю свой рассказ 💫
Заходи ко мне на страницу, я пишу статьи про искусство, а также снимаю атмосферные видео ✨