Найти тему
Книжная башня

Шекспировские страсти в Мценском уезде

Иногда чтение у меня бывает со всех сторон неожиданным: и время, и место, и выбор произведения происходят спонтанно и удивляют даже меня саму. С Николаем Лесковым и его повестью «Леди Макбет Мценского уезда» произошло ровно точно также: я была на работе, и тут начальство неожиданно отбыло, заданий не оставило; я, как все нормальные люди, сёрфила интернетик и наткнулась на статью об экранизациях этой повести. Экранизации – это хорошо, но я предпочитаю первоисточники. И вот посреди тихого, заваленного бумагами кабинета я погрузилась в любовь, преступления и наказание в одном купеческом семействе.

Кадр из одной из экранизаций, 1989 г., режиссер - Роман Балаян
Кадр из одной из экранизаций, 1989 г., режиссер - Роман Балаян

Простите, дорогие читатели, без спойлеров здесь не обойтись, поэтому если ещё не знакомы с произведением – крайне рекомендую, оно очень годное. Для тех же, у кого душа к своеобразному стилю Лескова не лежит, обрисую сюжет.

Молодая женщина, Катерина Львовна Измайлова, жена состоятельного купца из провинциального города, отчаянно скучает. Вышла замуж она «не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная и перебирать женихами ей не приходилось». Муж гораздо старше Катерины Львовны, он ей неинтересен, к тому же постоянно в разъездах по делам, детей у них нет. Во время очередного отсутствия мужа Катерина замечает красивого приказчика Сергея. И влюбляется в него. Хитрый приказчик сразу понимает, какие невероятные выгоды ему сулит страсть хозяйки, и принимается соблазнять её и вещать о своей неземной любви. Катерина настолько погружается в новые для себя чувства, что не останавливается ни перед чем: она убирает все препятствия к свободной и богатой жизни с любимым. А препятствиями оказываются её свёкр, её муж и малолетний племянник. И избавляется от них женщина физически. В двух злодеяниях участвовал и Сергей. В момент третьего преступления любовников застают и арестовывают. Катерина Львовна всё отрицает, а вот Сергей оказывается не таким крепким орешком и признаётся не только в у*бийст*ве мальчика, но и в двух других, рассказывая и о роли в них Катерины. Узнав о признании Сергея, женщина тоже сдаётся. Преступников судят и они отправляются по этапу на каторгу.

Но это не конец истории, как можно было бы подумать. Как только Катерина Львовна из богатой купчихи превращается в каторжанку, а план красиво жить (да и сама жизнь теперь под вопросом) рушится, «любовь» Сергея тут же исчезает. Он становится всё холоднее, всё отчуждённее, потом начинает откровенно издеваться над бывшей возлюбленной, заводит интрижки с другими узницами. И если до этого момента Катерина держалась, даже с каким-то равнодушием принимала свою участь, то повторного предательства, для неё даже более страшного, чем первое, она принять уже не в силах. Женщина то_пится в Волге, прихватив с собой последнюю из любовниц Сергея.

Мне невероятно понравилась обложка. Взято отсюда: https://librebook.me/ledi_makbet_mcenskogo_uezda
Мне невероятно понравилась обложка. Взято отсюда: https://librebook.me/ledi_makbet_mcenskogo_uezda

Я долго размышляла над прочитанным. И поняла, кто главный антагонист в этой короткой, но такой страшной повести. Это не Катерина Львовна, хладнокровно убивающая людей, не пожалевшая даже маленького мальчика во имя безумия, которое она считает любовью; это не Сергей, беспринципный красавчик с подлой душонкой… Главный злодей здесь – скука. Монотонная, зубоскрежещущая тягомотина, отвратительная пепельная тоска, саваном накрывающая Катерину. Абсолютная скука, когда любой проблеск эмоций кажется не то что лучом надежды, а солнцем, воссиявшим над преждевременной могилой. Молодой женщине настолько было нечем заняться, что, проснувшись, она слонялась из комнаты в комнату, а потом снова ложилась спать, чтобы, пробудившись, пойти посмотреть из окна на амбары. И снова уснуть. Очень «вдохновляющее» существование…

«Скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури».
«Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет её жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку её ни малейшего внимания».

Нет в этой повести любви. Те эмоции, в которые Катерина бросилась, не раздумывая, и которые до последнего пестовала и защищала, были всего лишь попыткой хоть что-то почувствовать. Когда Катерина позволила красавцу приказчику практически вломиться к ней в спальню, обратной дороги для неё уже не было. Она вырвалась из серости в мир красок и, конечно же, ни за что не собиралась возвращаться в это уныние. Поэтому и о преступлениях Катерина не раздумывала. Люди, которых она извела – это часть старого бесцветного мира, угрожающая поглотить её новую, сумасшедше-цветистую реальность, и сдаваться без боя Катерина Львовна не собиралась. Именно поэтому я утверждаю, что второе предательство Сергея – когда он разлюбил её и начал прилюдно изменять – отняло у Катерины сам смысл существования. Источник красок померк, повернулся к другой, и это после всех жертв Катерины! Это похоже на падение идола с пьдестала безусловного обожания, на разочарование фанатика в божестве. Когда Сергей признался в убийствах и сдал заодно и любовницу, Катерина восприняла это спокойно, отчасти философски, где-то на уровне «человек слаб». После измены же и утраты иллюзий о чувствах Сергея… Волга.

Сергей – ну это просто ходячий набор «красных флагов» для любой уважающей себя женщины. Прямо после того, как Катерина Львовна впервые с ним поговорила, кухарка сказала ей:

«У Копчоновых допреж служил, так прогнал его хозяин. – Аксинья понизила голос и досказала: - Сказывают, с самой хозяйкой в любви был… Ведь вот, треанафемская его душа, какой смелый!»

Здесь через второстепенного персонажа автор закидывает жирнющее такое пророчество, это раз, и добавляет крайне неприятный штришок к портрету местного донжуана, это два. И если бы мыслительный аппарат Катерины не был бы полностью парализован вялым образом жизни, она точно обратила бы внимание на эти слова. Но – увы. Предупреждение осталось незамеченным.

Потом эта манера Сергея выражаться: «взял бы я и вырезал сердце булатным ножом из груди и бросил бы к вашим ножкам», «вас целый день на руках носить надо», «в Аравию счастливую занёс бы»… Просто фу-фу-фу, меня воротило, насколько это фальшиво, неискренне, не к месту цветисто и в целом по-идиотски. Когда этот персонаж нащупал слабые места Катерины, он тут же принялся на них давить: дескать, ты богата, а я беден, мезальянс, ничего не выйдет… вот бы и мне стать богатым; ой, мальчик на наследство претендует, а мы с тобой что же, на бобах останемся, и это после всего, мне придётся тогда тебя покинуть… Лесков живописует, в общем, типичный портрет альфонса, и его видят насквозь все – и остальные герои повести, и читатель. Все, кроме главной героини. Как обычно и бывает.

Кадр из той же экранизации Балаяна. Взято отсюда: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3426/foto/38221/#foto
Кадр из той же экранизации Балаяна. Взято отсюда: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3426/foto/38221/#foto

Повесть мне понравилась. Язык у Лескова слегка тяжеловесный, насыщен устаревшими формами, но, если честно, это только добавляет колорита истории. Погружение в шекспировские страсти в тишине рабочего кабинета состоялось у меня в компании со старинной русской словесностью. Великолепно.

Мораль сегодняшней басни: умейте занять свой мозг. Скука убивает, и иногда в прямом смысле слова. Лучшее средство от этого – чтение книг, как по мне ;-)))))

#рецензиянакниги #обзоркниги #ледимакбет #николайлесков #повести #отнины #преступлениеинаказание #любовьистрасть