Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Датский "Боярин", незаконорожденный брат "Новика"

История с крейсером 2-го ранга «Боярин» (если сопоставлять факты) полна забавных деталей. Напомню историю тендера, в результате которого родился «Новик».

В конкурсе участвовали:

-«Ховальдтсверке» (г. Киль) Германия;

-«Ф. Шихау» Германия;

-«Крупп» Германия;

-«Лондон энд Глазго инжениеринг энд айрон шипбилдинг компани» Великобритания;

- «Лэрд» Великобритания;

-«Ансальдо», Италия;

-«Шантье де ла Жиронд» (г. Бордо) Франция;

-«Бурмейстер ог Вайн» Дания;

-Невский судостроительный завод при технической помощи английских фирм.

3 июля 1898 года на заседании МТК все проекты были рассмотрены и оценены на неофициальной конкурсной основе. В итоге лучшим был признан вариант «Шихау» со скоростью 25 уз.

Уже после этого «неофициального» конкурса, 7 июля 1898 года английская фирма «Лондон энд Глазго инжениеринг энд айрон шипбилдинг компани» представила спецификации и чертежи. Однако, была представлена только коммерческая часть (цена 225 тыс. фунтов стерлингов), без технической части, и как результат, тендерные документы англичанам вернули.

Проект датской фирмы «Бурмейстер ог Вайн», представленный уже после конкурса, был ни в… (не в полной мере соответствовал требованиям ТТЗ). По первоначальному предложению датской фирмы, поступившему в МТК, водоизмещение крейсера составляло 2600 т, скорость всего 21 уз.

Напомню: главным параграфом договора Императорское Российское Адмиралтейство устанавливало «скорость хода, по крайней мере, 25 уз. Вооружение и броня — по возможности, наибольшие при наименьших затруднениях для хода по открытому морю во всякое время…». Кроме того, крейсер имел недостаточное количество боезапаса, и массу других недостатков. Как то (например) отсутствие: помещений для динамо-машин, центрального поста под боевой рубкой, носового погреба для боезапаса противоминной артиллерии.

Кроме того, отрицательной стороной проекта была необеспеченность продольной прочности корабля. Устранение всех этих недостатков на стадии проектирования повлекло за собой рост водоизмещения — до 3075 тонн вместо 2600 проектных и к уменьшению скорости. По многим параметрам крейсер не вписывался в ТТЗ, но, у него было одно неоспоримое достоинство.

Он был датским. А, потому, за проект хлопотала вдовствующая Мария София Фредерика Дагмар (в просторечии Мария Федоровна Романова, вдова Александра III), и как следствие проект получил высочайшее покровительство (маму-таки нужно слушать!).

А, по сему, Управляющий Морским министерством адмирал П. П. Тыртов рекомендовал идти навстречу пожеланиям завода «Бурмейстер ог Вайн», и в проекте срочно начали искать достоинства. Например, наличие кофердамов, заполненных целлюлозой, которая, по замыслу авторов проекта, должна была сама закрывать мелкие пробоины.

Доставленные в Петербург директором фирмы К.С. Нильсеном доработанные проекты контракта и спецификации крейсера были рассмотрены МТК в апреле 1899 г. Благодаря повышению мощности машин с 8500 до 10500 л. с. скорость крейсера доводилась до 22 уз, водоизмещение возрастало до 3075 т.

МТК отметил наличие улучшающих непотопляемость корабля продольных бортовых коридоров и разделительной переборки между машинными отделениями, большую протяженность поперек корпуса двойного дна и улучшающий бытовые условия экипажа, развитый полуют. Вызывали, однако, опасения общая и местная прочность корпуса, имевшего (первоначально) большее, чем на «Новике», соотношение длины к ширине (8,75 против 8,68) и большую величину шпации (914 вместо 610 мм) при меньшей толщине наружной обшивки. Указывалось на необходимость усиления связей корпуса и перекрытий, обеспечения их общей прочности по принятым в русском флоте нормам расчетных напряжений 9,5 кг/мм2 и ряда усовершенствований в общем расположении, системах, устройствах и оборудовании.

Правда и цена его оказалась великовата (365 килофунтов стерлингов) на 65 тысяч дороже «Новика», но датчане предложили скидку. В апреле 1899 года состоялось подписание контракта стоимостью 314 тыс. фунтов стерлингов на заказ крейсера водоизмещением 3075 т заводу «Бурмейстер ог Вайн». Но, даже с учетом скидки крейсер, имеющий меньшую скорость, был дороже «Новика» на 97 тыс. руб. Датчане обосновывали эту разницу общей дороговизной рабочей силы в Дании, применением котлов Бельвиля с экономайзерами вместо котлов Торникрофта, а также расходами на усиленное, в сравнении с «Новиком», бронирование (рубка-то на нем вдвое толще!). (Замечу, что англичане назвали цену 255 тыс., правда, им верить…)

В ходе реализации требований технического комитета и новых замечаний, высказанных при обсуждении переработанных чертежей и спецификаций, конструктивный тип корабля определился окончательно. Вместо четырех дымовых труб стало три, над боевой рубкой появилась рулевая, кроме того, приняли предложенную заводом вместо острого тарана, как на «Новике», объемную форму штевня (нечто вроде современного бульба), способствующую «более совершенной плавучести носа». Все трюмные шахты, машинные и котельные люки на уровне броневой палубы защитили броневыми решетками. Общая мощность двух паровых машин - 11 500 л. с. Корабль снабжался тремя прожекторами диаметром 75 см, внутреннюю связь обеспечивали 21 телефон системы лейтенанта Колбасьева и 21 электрический звонок, а также развитая сеть переговорных труб. Сеть палубного электрического освещения насчитывала 422 лампы, мощностью 10 Вт каждая.

-2

При создании корабля также был внесен ряд конструктивных новшеств. Так, для увеличения углов обстрела концевых 47-мм пушек, по требованию МТК, строители крейсера предусмотрели выносные площадки - спонсоны, добавили горловины ручной подачи, развили рельсовую подачу боеприпасов, усовершенствовали шахты элеваторов, в погребах ликвидировали стеллажи, обеспечив хранение и подачу всех патронов 120-мм и 47-мм орудий в штатных беседках, в третий раз изменилась ширина корабля (12,5 м), двойное дно и соответствовавшие ему бортовые продольные переборки предусматривались только на протяжении машинных и котельных отделений (49,4 м). Коффердамы с целлюлозой имели ширину 0,76 м и поднимались по борту от скосов броневой палубы на высоту 0,61 м над ватерлинией.

Самое интересное, что датчане сами заказывали часть оборудования у… англичан. В Великобритании был заказан рулевой привод, обвязку для котлов, некоторые комплектующие для паровых машин, опреснители, насосы. В Германии заказали сталь для некоторых конструкций, во Франции заказали котлы, в Швеции поковки, якоря, шпили, цепи (и еще массу всякой мелочевки).

У нас принято бурчать на, якобы, свойственную только нам низкую весовую дисциплину(и, постоянный перевес). Нет, господа, это не только наша проблема. Датчане тоже очень сильно «перебрали», выйдя за все лимиты. Вместо 3075 тонн получили 3274 т. (200 тонн на 3 тысячи водоизмещения, это много).

-3

В итоге получили крейсер со скоростью хода около 23 узлов, 6 орудиями 120мм и шестью 75 мм орудиями Канэ и малокалиберными Гочкисами.

Крейсер вышел на испытания, и… получил те же проблемы, что и у немцев: сильную вибрацию, начиная с 14 узлов. 27 октября 1902 года новый крейсер русского флота «Боярин» вышел из Кронштадта, чтобы присоединиться к эскадре Тихого океана. После захода в Копенгаген для выполнения ряда доделочных работ на заводе-строителе, крейсер 18 ноября пришел в Портленд, где уже находился отряд контр-адмирала Э.А. Штакельберга.

10 мая 1903 года «Боярин» прибыл в Порт Артур. В августе 1903 года крейсер конвоировал перебазировавшиеся во Владивосток миноносцы № 205, 206, 208, участвовал в больших маневрах русского флота под Порт-Артуром в сентябре 1903 года. В ноябре того же года «Боярин» сопровождал флагманский броненосец «Петропавловск» в походе в Чемульпо для подкрепления находившегося там отряда (броненосец «Полтава», канонерка «Бобр» и миноносцы «Грозовой» и «Внушительный»). С уходом отряда «Боярин» оставался в Чемульпо в качестве стационера, 8 декабря уходил в Порт-Артур, а 1 января 1904 г., уступив свой пост «Варягу», вернулся к эскадре.

В ночь японского нападения 27 января 1904 г. крейсер находился на внешнем рейде Порт-Артура на якорной стоянке. После атаки «Боярин» вышел вслед за «Новиком» и «Аскольдом» на поиск японских миноносцев. К утру корабль обнаружил шедший без опознавательных сигналов миноносец и открыл по нему огонь. Только бдительность сигнальщиков крейсера спасла от уничтожения отставший от своего отряда русский миноносец «Сильный». Тем же утром, вскоре по возвращении на рейд, «Боярин» был вновь послан на разведку.

После боя «Боярин» конвоировал минный заградитель «Енисей» для постановки заграждения у Талиенвана. 29 января, пытаясь расстрелять одну из всплывших мин, заградитель, уже поставивший свыше 400 мин, подорвался на мине и через 15 минут затонул. «Боярин» сразу же был послан в этот район для поиска японских миноносцев, хотя точного расположения минного поля ему не сообщили. Не обнаружив миноносцев у Талиенвана, крейсер, пройдя к островам Сан-Шантао, продолжил поиск. В двух милях от южного острова «Боярин» подорвался на своей мине (выставленной «Енисеем»). Целлюлоза не спасла.

Интересно, что не убедившись в гибельном состоянии корабля, командир Сарычев, помимо того, что, вместе с командой, покинул крейсер - он дал приказ миноносцу "Сторожевому" торпедировать "Боярина". Мотивация казалось бы естественная - чтобы оставленный корабль не достался врагу. Но судьба и в этот раз дала "Боярину" шанс на жизнь - две торпеды со "Сторожевого" дали осечку. После этого, оставив безлюдный крейсер в море, миноносцы вернулись в базу. На следующий день на поиски "Боярина" были направлены два миноносца из Порт-Артура. Каково же было удивление капитана 1 ранга Матусевича (того самого), командовавшего миноносцами, когда крейсер обнаружили приткнувшимся к берегу. После обследования корабля Матусевич пришел к выводу, что "Боярина" можно спасти. Но операцию по спасению было решено перенести на следующий день.

Ночью на море разыгрался шторм и "Боярина" сорвало с мели, после чего крейсер отнесло на те же мины, на которых он подорвался первый раз. Повреждения, полученные от новых мин, не оставили "Боярину" ни одного шанса. Вернувшись утром на место вчерашнего обнаружения крейсера, Матусевич не нашел оставленный крейсер. Он буквально "канул в воду". Только спустя несколько дней "Боярин" был обнаружен на расстоянии 50 метров от берега, лежащим на морском дне.

Суд, прошедший 12 февраля 1904 года в Порт-Артуре, признал командира корабля виновным в том, что он оставил корабль, не убедившись в плавучести крейсера. Таким образом, в результате преступной халатности, порт-артурская эскадра лишись одного из своих морских защитников - бронепалубного крейсера "Боярин".