Не секрет, что послетекстовые задания (анализ содержания текста, поиск средств выразительности и лексический анализ) даются девятиклассникам проще, чем задания по синтаксису и орфографии. Поэтому на финишной прямой полезнее сосредоточиться на заданиях 2-5.
2. Синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Коньки — это спортивный или прогулочный инвентарь, который представляет собой совокупность специализированных ботинок и прикрепляемой к ним системе подвижных или неподвижных лезвий. (2)Используются для передвижения по ровной твёрдой ледяной поверхности. (3)Ботинки изготавливаются из композитных материалов, кожи или пластика, лезвие — из металла. (4)У большинства спортивных коньков лезвие является съёмным и заменяемым, в то время как у детских и прогулочных коньков лезвие прикрепляется к ботинку фабричным методом и является несъёмным элементом. (5)Отличительная особенность фигурных коньков — ярко выраженные внешние и внутренние рёбра и специальные зубцы на переднем конце, которые помогают фигуристам при выполнении сложных элементов.
(материал из Википедии)
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Одна из основ предложения 1 – инвентарь представляет совокупность.
2) Предложение 2 односоставное, определённо-личное.
3) Вторая часть предложения 3 — неполное предложение.
4) В предложении 4 три грамматические основы.
5) Сказуемое в первой части предложения 5 составное именное.
Ответ: _____________________________
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По каналу (1) покрытому гладким (2) как стекло (3) льдом (4) время от времени (5) пробегали на коньках люди (6) то крестьянка (7) с туго набитой корзиной на голове (8) то бойкий юноша (9) который спешил в город на работу (10) и (11) проносясь мимо (12) дрожавших от холода ребят (13) строил им добродушную гримасу.
(Предложение взято из романа М. Додж "Серебряные коньки")
Ответ: _____________________________
4. Синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «детские коньки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1. НАТОЧИШЬ — в окончании глагола II спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется буква И.
2. НЕ УПАВ — частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
3. ЧЕМПИОН – написание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых эти гласные находятся под ударением.
4. ПРИКРЕПЛЯТЬ — написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.
5. ЛЕДЯНОЙ — в имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
Ответ: ________________________
Назвав эти задания новыми, я немного слукавила, конечно. Постоянные читатели, скорее всего, узнали второе задание по моей старой публикации, где я поделилась первым опытом составления варианта ОГЭ:
Это был и "первый блин", и "солянка сборная" в одном флаконе: тут вам и коньки, и Покров на Нерли, и "луч солнца золотого". Зато благодаря этому варианту появилась идея вариантов ОГЭ, где всё тематически перекликается: если уж "Маяк", то всё про маяк, если уж "Море", то всё про море.
Результатом этой работы стали две части сборника вариантов ОГЭ "Мачты и паруса", которые можно приобрести в книжном магазине известного сайта уроков русского языка.
А текст про коньки остался ни с чем тематически не связанным, поэтому я придумала для него логическое продолжение в виде заданий 3-5. Надеюсь, коллегам пригодится, а ученикам понравится.
Кстати, все в курсе, что в 2023 году добавилось 9 новых текстов изложений, а 7 старых исключены? Нужна отдельная публикация про изложения по принципу этой?
Или я припозднилась с актуальностью информации?