Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Темы изложений на ОГЭ 2020

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

С начала февраля сайт ФИПИ (русский язык ОГЭ) отчаянно лихорадило: то из открытого банка заданий исчезали все привычные тексты изложений, зато появлялись новые формулировки тем к сочинению 9.3, то на сайт вообще невозможно было попасть. К концу месяца картина немного прояснилась: к старым словам-понятиям добавились новые (с пометкой 2020), аудиозаписи прошлогодних изложений (опять же с пометкой 2020) вернулись на своё законное место. Так как люблю всё систематизировать, попыталась разбить все тексты на блоки, объединённые общей темой.

7 изложений получилось в блоке ДРУЖБА. Целиком тексты не привожу, но они легко гуглятся по первым словам:

  • "Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни".
  • "Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто".
  • "Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов".
  • "Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом".
  • "Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными".
  • "Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии «дружба»? Если говорить по-научному, то дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях".
  • "Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба".

В блок ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ объединила 4 текста:

  • "В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время".
  • "Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку".
  • "Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе".
  • "Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы".

Блок ДОБРОТА - 3 текста:

  • "Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым".
  • "Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни".
  • "Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть!" – воскликнул человек".

2 текста о ВОЙНЕ:

  • "Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты".
  • "Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей".

Блок НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО - 2 текста:

  • "Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно".
  • "В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико".

2 изложения о КУЛЬТУРЕ:

  • "Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура?"
  • "Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного".

В отдельную группу объединила тексты, связанные с СЕМЕЙНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ, ДЕТСТВОМ, ВОСПИТАНИЕМ:

  • "Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться".
  • "Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости".
  • "В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребёнок – существо, инстинктивно предрасположенное к счастью".
  • "Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка".
  • "Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми".
  • "Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».
  • "Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели".
  • "У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце".

ВЗАИМОВЫРУЧКА/ИНДИВИДУАЛИЗМ

  • "В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь".
  • "Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах?"

Остальные тексты трудно отнести к какой-то конкретной тематике. Назовём эту группу (весьма условно) ВНУТРЕННИЙ МИР человека:

  • "Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку, и желание борьбы во имя прекрасного будущего".
  • "Многие думают, что быть искренним – значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь".
  • "Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком".
  • "Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века".
  • "Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы".

Итого: получилось 35 текстов, которые будут использованы в реальных экзаменационных вариантах в 2020 году. Удачной подготовки к ОГЭ желает всем девятиклассникам автор канала ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ, ЛЮБЛЮ ПИСАТЬ.

С темами сочинений 9.3 на ОГЭ 2020 можно ознакомиться здесь.