Вместо предисловия
6 мая состоялось восшествие на престол короля Великобритании Карла (Чарльза) III. Чин коронации имеет сложную и богатую на символизм последовательность, но мне в этой статье хотелось поговорить об одной важной детали сего действа: помазания на царство.
Это священнодейство встречается в трех христианских конфессиях, освящающих вступление монарха в должность: в Православии, Католицизме и в Англиканстве.
Своими корнями уходит в глубокую древность - например, вспомним помазание Давида Самуилом в 1 книге Царств 16:12.
В Ветхом завете инаугурация (посвящение) в священстве и в цари имела идентичный и простой чин - возлияния масла (благовонного елея) на голову посвящаемого как символ - видимая осязаемая сторона действа освящение человека на особое служение под действием схождения невидимой благодати Божией.
В традиции коронации русских царей на царство имело ключевое значение, равно как и наименование действа «коронация», «венчание на царство», «помазание на царство» означало одно и тоже и производные от этих сочетаний слов —> «венценосец», «помазанник» как символичное наименование монарха.
Связь с Миропомазанием
Это Таинство помазания новокрестившегося человека особым маслом - Святым миром, через которое на верующего сходит Святой Дух, а также подаются дары, укрепляющие его в духовной жизни.
В древности вместо помазывания миром на неофита возлагал руки апостол или епископ; позже из-за распространения христианства и увеличения количества членов Церкви, в ситуации при которой епископ не мог на всех новоначальных возложить руки вводится практика миропомазания. Святое миро не стоит путать с обычным елеем (а миропомазание с елеопомазанием, совершаемое на воскресной Утрени); Святое миро варит 1 раз в год по сложной рецептуре Церковь при участии Предстоятеля (Патриарха в РПЦ) - право совершения мироварения - один из признаков автокефалии Церкви.
В этом Таинстве по сути происходит тоже самое о чем написано в отрывке о Давиде и Самуиле - второй помазал первого маслом и Святой Дух сошел на Давида; таинство Миропомазания совершается лишь однажды в жизни,- дважды - при венчании на царство.
Идут споры между богословами считать помазанием на царство Таинством или нет, однако взглянув на историю вопроса мы узнаем, что на примере с посвящением Давида помазание было велено Богом совершить над ним как будущим царем, а уже потом в новозаветные времена оно совершалось над всеми новокрестившимися в знак преподание им Даров Святого Духа как пророкам, священникам и царям.
В случае же с монаршими особами речь шла об освящении их как особых людей, стоящих над обществом, являющихся священными персонами не относящихся к профанному, обыденному, мирскому,.. поэтому данное действо совершалось дважды: а что это: «повтор совершения таинства» или частный случай помазания Миром - оставим на спор богословам.
Действенность и действительность
Православная церковь не имеет евхаристического общения с Католицизмом, но признает за ним признаки Церкви, в частности апостольскую преемственность епископов - в следствие этого таинства последних считаются действительными (раз их совершает священство, которое ведёт свою историю рукоположений от апостолов), но недейственными (вне Церкви нет спасения, а раз Церковью Православие считает Католицизм лишь частично, то и действенность таинств не признаёт).
В случае же с Англиканством, которое есть разновидность Протестантизма Православие не признаёт ни действенность ни действительность таинств.
И вот здесь самое интересное: как относиться к произошедшему на коронации Карла (Чарльза) III?
В Англиканстве нет «таинства Миропомазания» - совершенное действо над монархом не более чем обряд, входящий в чин восшествия на престол.
Для совершение этого действа есть драгоценные предметы, входящие в список королевских регалий: сосуд для возлияния елея в виде клюва и ложечка.
В Англиканстве не варят Святое миро. И само вещество, которым помазали нового короля в официальных новостях фигурирует как «елей»,- то есть попросту говоря «оливковое масло» (др.греч..ἔλαιον — «оливковое масло»). Однако по сообщениям СМИ масло это было заказано и освящено в Иерусалиме при участии патриарха Феофила III:
Святое масло, миро, которое будет использовано для помазания короля Карла III во время его коронации 6 мая, было освящено на церемонии в храме Гроба Господня в Иерусалиме в пятницу. <...> Масло, которое на протяжении веков играет неотъемлемую роль в церемониях многих религий, было освящено Патриархом Иерусалимским, Его Блаженством Патриархом Феофилом III и англиканским архиепископом в Иерусалиме, преподобнейшим Хосамом Наумом, - передает «Комсомолка» ссылаясь на Sky News. <...> Масло для помазания было изготовлено из оливок, собранных в рощах на Масличной горе. <...> из монастыря Марии Магдалины и монастыря Вознесения Господня и были отжаты недалеко от Вифлеема, а затем ароматизированы кунжутом, розой, жасмином, корицей, нероли, бензоином и амброй, а также цветами апельсина. <...> создано на основе масла, использованного на коронации королевы Елизаветы II 2 июня 1953 года, согласно формуле, которая насчитывает сотни лет.
Сам Карл еще будучи принцем часто попадал в в новостные сводки как лицо интересующееся Православием - ведь свою родословную он ведет из православных монарших династий, и интерес к религии предков мог быть сформирован под влиянием отца - Филиппа герцога Эдинбургского, который в свою очередь являлся внуком греческого короля Георга I и русской великой княжны Ольги Константиновны Романовой.
Ключевой вопрос, который мы можем ставить в связи с опубликованной в СМИ информацией - что за масло передал Иерусалимский патриарх в запечатанной ампуле архиепископу Кантерберийскому: освященный елей или Святое миро?
В первом случае - это жест признания за новым королем греческих православных корней и событие не несущее каких-либо канонических нарушений (ведь освященный елей много где используется); в случае же если православный иерарх для коронации передал Святое миро, то для него это означает каноническое преступление, а для Карла - помазание его на царство как православного монарха, будучи одновременно главой Англиканства. Скажем при этом, что Миро, сваренное в соответствии с установленными канонами правящим иерархом поместной Церкви - является величайшей святыней, и помазание им человека - делает совершаемое действо - действительным таинством Миропомазания, а вот действенно ли оно при этом для англиканина - вопрос открытый...
Как бы то ни было, это останется тайной, равно как и подлинная религиозная принадлежность Карла (Чарльза) III.