Перед выездом мы в течение нескольких дней мониторили погоду на Дамаванде. Стоял вопрос: с чего начать? Если погода на горе в начале нашей поездки не радует, есть смысл начать с экскурсионной программы, а гору перенести на вторую часть путешествия. Но на известном всем альпиноидам ресурсе погоду обещают хорошую (во всяком случае, на интересных нам высотах).
Так что решено – начинаем с горы!
Самолёт прилетает ночью.
Точнее – совсем рано утром, в 3.25 по местному времени.
Кстати, о времени. Иран находится восточнее нас. Соответственно, и время там должно опережать наше на час-два. Опережает. Но почему-то только на полчаса! Мы долго не могли понять, какие часы неправильное время показывают 😊
Оказывается, тегеранское время (оно же стандартное иранское время) - единый для всего Ирана часовой пояс UTC+3:30.
С Новым годом, календарём, выходными и прочими делами там ещё интереснее, но об этом позже.
Наш гид встретил нас в аэропорту, быстро оформил sim- карту, вручил нам банковскую карту (положив нам туда для начала двести долларов по хорошему курсу) и посадил нас в такси, сказав, что объяснил водителю, куда ехать.
Вот с этого и начались наши приключения.
Небольшая справка: куда мы едем.
Демавенд (он же Дамаванд) – гора вулканического происхождения (как и наши Эльбрус и Казбек), высотой то ли 5610, то ли 5671 метр над уровнем моря (в разных источниках приводятся разные цифры).
Так он выглядит с тропы (там мы были)
А так - из космоса (там мы не были)
Высочайшая вершина Ирана.
Считается одним из самых несложных для восхождения пятитысячников. На вершину ведут несколько маршрутов разной сложности. Наш, южный, самый простой, начинается от селения Полур, куда мы и пытаемся доехать.
В Полур, несмотря на очевидную вроде бы дорогу по трассе, мы ехали через посёлок Демавенд -видно, Демавенд наш гид в разговоре с таксистом упомянул, и у таксиста название в голове застряло. А коммуникации сильно мешал языковой барьер. Да и не знали мы, может, так дорога короче? С грехом пополам, после долгих петляний, наконец-то добрались до Полура.
В дороге имели возможность познакомиться с манерой вождения, принятой в Иране. Если коротко: водителю весело, пассажирам (непривычным) страшно. Машина – не в лучшем техническом состоянии, дороги – тоже не зеркало (ям, как в Армении, нет, но бывают дороги и получше), водитель, как мне показалось, изо всех сил пытается не заснуть (время – раннее утро, стартовали мы ещё в темноте)… А уж когда на горной дороге он начал "качать" тормоза (видно, с первого нажатия они не схватывали) и старался не убирать руку с рычага ручного тормоза – все остатки сна меня покинули 😊
Но, как говорится в сказках, «долго ли, коротко ли», но до Полура мы доехали.
В Полуре у дороги, кстати, стоит вот такая статУя.
К сожалению, мы не сфотографировались у неё ни в первый день, ни на обратном пути ☹.
Следующая задача: где-то в Полуре нам нужно найти отделение федерации альпинизма Ирана, где мы обязаны получить пермит (разрешение на восхождение). Опросы местных жителей при помощи переводчика, пробные заезды в разные стороны, изучение (видно, недостаточно подробное) карты… Мы долго пытались объяснить таксисту, что нам нужно. После долгих попыток просто написали ему в переводчике «билет на гору». Кажется, он решил, что мы психи…
При помощи подсказок милой местной женщины (спасибо ей, а ещё спасибо Google переводчику) мы в конце концов добрались до здания федерации альпинизма Ирана.
Расположено здание федерации в нескольких километрах от Полура.
К сожалению, на maps.me его видно только в определённом масштабе. Может, мои скриншоты кому-нибудь помогут.
Здесь дело пошло уже веселее.
Отпустили таксиста (наш телефон ещё не работал, к счастью, у таксиста был телефон нашего гида).
Договорились в федерации о том, что оставим у них часть вещей.
Оплатили и получили пермиты (50 долларов на человека, совсем не три копейки!).
Поменяли сотню долларов на местные деньги (жить мы собираемся в приютах, приюты платные, оплатить картой на горе возможности нет).
Общение – немного английского и переводчик на телефоне, без него никуда.
Для того, чтобы добраться до базового лагеря на 3040 м, нужно пересесть на другую машину, легковая выше не проедет.
Вызвать такую специальную машину тоже можно в федерации альпинизма. К нам приехал вот такой Toyota Land Cruiser FJ45, побитый жизнью, но не сломленный. И с рулём от ЛендРовера (позор мне, я его сначала за старый Defender и принял).
С дороги уже видно гору!
До лагеря доехали, рассчитались с водителем, взяли у него телефон…
Переводчик не всегда переводит цифры. Ну, где здесь телефон?
А ещё нужно учесть, что пишут на арабском справа налево.
Ну приехали.
И что дальше?
Все записи по этой поездке:
https://dzen.ru/suite/92ca7260-ee38-4b89-aa18-acfcc3de0b40
Про другие наши путешествия, если интересно, можно почитать на
https://vremya-uhodit.livejournal.com/
Ну и подписывайтесь, не стесняйтесь!