В огромном зале главного дворца в Мельберге, что в Бургундии, которой правил король Гунтрамн, стоял длинный дубовый стол, покрытый парчовой скатертью ярко красного цвета. В центре стола восседал сам Гунтрамн. Рядом с ним сидели знатные и влиятельные люди из Австразии, Нейстрии и Бургундии, приглашенные Гунтрамном, чтобы заслушать доводы сторон спора. Справа, в конце стола, сидел Сигиберт. Такое же место слева пустовало.
В зале было полно народу. Всем хотелось своими глазами увидеть, как будет проходить спор между двумя братьями-королями и узнать какое решение примет Гунтрамн, играющий в этом деле роль судьи.
-Итак, король Нейстрии, Хильперик, не счел нужным лично присутствовать при разбирательстве жалобы! - сказал Гунтрамн. Лицо его было непроницаемым. Роль судьи очень шла королю Бургундии. По природе более спокойный и рассудительный, чем остальные сыновья покойного короля Хлотаря, он привык обдумывать каждый свой шаг и ему претили авантюры Хильперика и воинственность Сигиберта.
-Король не пожелал присутствовать здесь, по причине своей невиновности! - воскликнул один из сидящих за столом мужчин, - Я послан представлять его интересы!
-Мы и приглашали короля Хильперика сюда, чтобы эту невиновность установить! - осадил его Гунтрамн, - Если Вы предствляете здесь короля Нейстрии, то займите место по левую сторону стола! И прошу не выкрикивать с места, здесь каждому предоставится слово! Первым пусть говорит король Сигиберт, подавший жалобу на рассмотрение от имени своей супруги королевы Брунгильды!
Сигиберт встал. Все взоры устремились на него, в зале наступила оглушительная тишина.
-Моя жена требует отмщения за смерть своей сестры, королевы Нейстрии Галесвинты! У нас есть все основания полагать, что смерть была насильственной и возможно ее убил сам король Хильперик! - начал Сигиберт.
-Отмщение возможно только за невинно пролитую кровь! - снова не выдержан нейстриец, - Королева Галесвинта умерла от естественных причин!
Он умолк под грозным взглядом Гунтрамна.
-Еще одно высказывание, без позволения и я удалю Вас, милорд! - пригрозил он, - У Вас есть доказательства, что королева Галесвинта ушла из жизни насильственным способом? - спросил у Сигиберта.
-Есть! У нас есть свидетель!
В зале повисла оглушительная тишина.
-Он готов дать показания? - спросил Гунтрамн.
-Да и сию минуту!
Гунтрамн видел, что представитель Хильперика, готов снова вмешаться и пригвоздил его к месту взглядом.
-Введите свидетеля! - распорядился он.
В зал, через боковую дверь вошел немолодой уже человек. На нем был длинный плащ, скрывающий тощую фигуру и широкополая шляпа, не позволяющая разглядеть его лицо. Он встал лицом к сидящим за столом и низко поклонился.
-Кто Вы? - спросил Гунтрамн у вошедшего.
-Я дворцовый лекарь Его Величества короля Хильперика!
-Это неправда! Он прячет свое лицо, а значит лжет! - не выдержал опять нейстриец.
-Я просто боюсь расправы над собой! - спокойно ответил назвавшийся лекарем, - Я могу открыть свое лицо, но не при таком скоплении народа!
-Так что же Вы знаете о причинах смерти королевы Галесвинты? - спросил его Гунтрамн.
-Королева была убита и я подозреваю, что это сделал король!
По залу пронесся изумленный шепот. От лекаря потребовали подробностей и он рассказал, все, что знал.
Нейстриец выслушал историю в угрюмом молчании. То, что говорил этот человек, разрушило все его планы защиты! А ведь король Хильперик, прежде, чем отправить его сюда, утверждал, что дело не стоит и выеденного яйца, так как никаких доказательств его причастности к смерти Галесвинты нет и быть не может! И вот, процесс только начался, а уже нашелся свидетель! Гунтрамн наконец предоставил и ему слово.
-Вы видели, что это сделал именно король Хильперик? - спросил он у лекаря.
-Нет, - признался лекарь, - Но я видел на шее королевы следы удушения!
Гунтрамн поморщился. Это усложняло дело. Ему хотелось, чтобы не возникло ни малейших сомнений в виновности Хильперика.
-Одного свидетеля недостаточно для обвинения в убийстве! А для обвинения короля Хильперика вообще нет оснований! - воскликнул нейстриец.
Гунтрамн посмотрел на Сигиберта вопросительно.
-У нас есть еще свидетель! - сказал король Австразии и сделал знак Гогену.
Гоген быстро вышел, но вскоре вернулся, ведя за собой девушку, у которой, как и у лекаря, лицо оставалось в тени надвинутого на лоб капюшона. Она встала рядом с лекарем. Руки девушки заметно подрагивали.
-Я, служанка королевы Галесвинты! Я утверждаю, что только король Хильперик мог убить королеву Галесвинту и больше никто!
Далее последовал ее рассказ. Сомнений больше ни у кого не оставалось - Галесвинта была убита Хильпериком! Представитель Хильперика от ярости скрежетал зубами. Гунтрамн удалился вместе с сидевшими за столом, для вынесения приговора. Сигиберт, который остался в зале, подозвал Гогена:
-Немедленно увози их отсюда! - от кивнул в сторону лекаря и Грехен, - Ни один волос не должен упасть с их голов - я обещал королеве!
Гоген кивнул и вся троица быстро вышла. Нейстриец внимательно наблюдал за этим. Он не мог, под взглядом Сигиберта, послать за ними своих людей.
Наконец Гунтрамн вышел. Он передал, одному из вельмож свиток и тот, приняв его с поклоном, развернул и начал торжественно читать:
«По приговору преславного короля Гунтрамна и благородных мужей, заседавших в Мальберге: города Бордо, Лимож, Каор, Беарн и Бигорр, которые Галесвинта, сестра превосходнейшей госпожи Брунгильды, по прибытии своём в землю франков, получила, как ведомо всякому, в утренний дар, вдовий участок, перейдут от сего дня во владение королевы Брунгильды и её наследников, дабы, через посредство такой пени, восстановлен был отныне мир божий между преславными государями Хильпериком и Сигибертом»*
Сигиберт победно улыбнулся...
Вечером Сигиберт ужинал наедине с Гунтрамном. Братья сидели друг против друга и на всем протяжении трапезы молчали. Лишь когда слуги убрав со стола, и оставив лишь большой кувшин с вином и два кубка, удалились, Гунтрамн заговорил.
-Ты доволен исходом разбирательства? - спросил он у брата.
-Вполне, но...
-Но?
-Но я знаю Хильперика! Он ни за что не исполнит это решение!
-Возможно ты прав и, что тогда?
-Тогда мне придется забрать силой принадлежащее моей жене!
-Развязать войну с братом? Не лучшее решение! Война затянется и вы оба много потеряете!
-Ты, как всегда прав, брат! - усмехнулся Сигиберт, - Но ведь ты выступишь на моей стороне?
Гунтрамн задумчиво крутил в руках кубок.
-А для чего мне это? - проговорил он медленно, растягивая слова.
Сигиберт предвидел этот вопрос и теперь настала его очередь помедлить. Его мучали сомнения, как отнесется Брунгильда к тому, что он сейчас хочет сказать.
-Я думаю, что моя супруга любезно отдаст тебе часть земель, которые теперь принадлежат ей...
Гунтрамн слегка улыбнулся. Такое расклад вполне устраивал его...
Сигиберт вернулся домой, где его ждала Брунгильда, сын и, теперь уже, две дочери. Он взял на руки малышку, у которой еще не было имени, и с умилением смотрел на маленькое личико, которое уже стало розовеньким и гладким.
Ингунда, с серьезным видом, стояла рядом, почтительно глядя на отца. Хильдеберт вертелся на руках у кормилицы.
-Какая красавица! - сказал Сигиберт, налюбовавшись на младшую дочь, - Я помню, моя сестра, Хлодосвинта, была так же красива в младенчестве! Уже почти десять лет, как ее нет на свете... Пусть наша дочь носит ее имя с гордостью!
-Запоминай, Ингунда! Твою сестричку зовут, Хлодосвинта! - сказала Брунгильда, наклонившись к старшей дочери. Девочка попыталась повторить сложное имя, но у нее ничего не получилось. Сигиберт рассмеялся.
-Мы звали сестру Хлода! Ты тоже можешь называть малютку так!
-Хлода! - послушно повторила Ингунда и заулыбалась.
-Ну а теперь нам надо поговорить наедине! - объявил Сигиберт, передавая малышку на руки Агнии. Служанки взяли детей и удалились.
Брунгильда, как только они вышли, припала к мужу.
-Я так скучала по тебе! - вздохнула она.
-Я тоже, милая! - сказал он целуя ее в пахнущие травами волосы.
-Я знаю, ты добился своего! Гоген уже обо всем мне рассказал!
-Гоген не все знает, Брунгильда!
По тону мужа, Брунгильда поняла, что не все так радужно, как она себе представляет.
-Что-то не так? - спросила она, пытливо глядя на Сигиберта.
-Пока все так! Но я знаю Хильперика! Он откажется добровольно передать тебе землю, дорогая!
-И что тогда? - спросила Брунгильда с замиранием сердца, которое уже подсказало ей ответ.
-Тогда мне придется забрать твои земли силой!
Брунгильда почувствовала себя загнанной в ловушку. Ей не приходило в голову, что своей жаждой мести она поставила под угрозу собственное спокойствие и благополучие всей Австразии.
-Нет Сигиберт! Обещай, что ты не станешь воевать с ним! Так или иначе, эти земли уже не принадлежат мне!
-Ты не понимаешь, милая! Я не смогу проигнорировать его отказ передать земли! Я потеряю авторитет!
-Но ведь пострадает много людей, можешь пострадать и ты! - воскликнула Брунгильда.
-Поэтому я сразу заручился поддержкой Гунтрамна. Правда для этого мне пришлось пообещать ему плату частью земель...
Брунгильда промолчала. Сигиберт решил, что она обиделась на него.
-Если ты против, то я обойдусь и без Гунтрамна и все земли останутся твоими! - сказал Сигиберт обескуражено. Он не предполагал, что для нее настолько важно заполучить весь "утренний дар" Галесвинты.
-Я могу их все отдать обратно, только бы тебе не грозила опасность! - сказала Брунгильда и Сигиберт вздохнул с облегчением.
-Не волнуйся, любовь моя, все будет хорошо! Правда на нашей стороне!
*Текст приговора близок к оригиналу, взятому из исторических источников (Григорий Турский, "История франков")