Усадебное место с нынешним адресом ул. Куйбышева, 124 впервые было упомянуто в окладных книгах в 1850-м году, когда тогдашний владелец – чиновник П.С. Быстрицкий – выстроил здесь два одноэтажных деревянных дома с надворными службами.
Через четверть века усадьба перешла в собственность мещанина Савицкого, но пожар 1877-го года все строения уничтожил. На освободившемся таким образом месте хозяин выстроил новый дом переменной этажности, на этот раз каменный, а следом еще один двухэтажный особняк во дворе.
Очередная смена хозяев произошла семь лет спустя, и следующие владельцы были людьми в городе видными - часть усадьбы вместе с дворовым особняком в 1884-м году купил будущий городской голова Петр Владимирович Алабин.
Еще через одиннадцать лет владельцами всего дворового места стало купеческое семейство Курлиных. Официальной собственницей значилась Мария Захаровна Курлина – вторая жена купца Георгия Курлина, мать Александра Курлина и, соответственно, свекровь хозяйки знаменитого особняка на улице Саратовской (Фрунзе) Александры Павловны Курлиной.
К 1902-му году на усадьбе Марии Курлиной имелись подробно описанные в налоговых ведомостях обширный каменный дом , перестроенный из двух прежних – одноэтажный по улице и трехэтажный во дворе, конюшня, каменные погребицы и – большая редкость в центре города - сад на 145 квадратных саженей.
В основном здании часть помещений арендовал Земельный банк, часть – редакция и типография кадетской газеты «Волжское слово». В 1915-м году главный редактор газеты и владелец типографии В.В. Ветров выкупил у Курлиных дворовое место со всеми строениями.
После революции «Волжское слово» было закрыто, усадьба и типография национализированы. Печатное оборудование продолжало использоваться по назначению – только вместо «кадетского рупора» из получившей название «Типографии №5 Комитета народного контроля» выходили большевистские газеты «Коммуна», «Приволжская правда», «Солдат, рабочий и крестьянин».
Жилой дом поделили на служебные квартиры сотрудников редакций. В одной из них проживал самарский анархист, коммунист, журналист и писатель Артем Веселый. Родившись в Самаре в семье волжского крючника, с тринадцати лет вносил вклад в семейный бюджет, работая летом разнорабочим и ломовым извозчиком. Учился в Самарском Реальном училище – но был вынужден учебу оставить и поступить чернорабочим на Трубочный завод. В 18 лет вступил в РСДРП, участвовал в событиях Октябрьской революции и гражданской войны, служил матросом черноморского флота, чекистом, позже учился в Литературно-Художественном Институте.
Входил в объединение «ЛЕФ» с Велемиром Хлебниковым и Владимиром Маяковским, служил редактором газеты «Красный пахарь». С середины 1930-х собирал народное творчество Среднего Поволжья, по итогам экспедиции издал сборник «Частушки колхозных деревень». Сборник подвергся разгромной критике, а раздел с хулиганскими, кулацкими и воровскими четверостишиями был полностью изъят.
Бывшая усадьба Савицкого-Курлиной в советское время продолжала достраиваться и перестраиваться, так что окончательный ансамбль сложился только в 1990-е годы. На боковые фасады исторического одноэтажного с подвалом мансардой здания по улице Куйбышева выходят фигурные ступенчатые щипцы с полуциркульными завершениями окон мансардного этажа.
Восемь оконных проемов уличного фасада имеют лучковые перемычки, обрамлены профилированными наличниками с «огибающими» перемычки сандриками. Аналогично оконным решен входной проем по крайней правой оси. Фланкируют фасад пилястры, украшенные филёнками, над ними в уровне фриза венчающего карниза расположено по две квадратные розетки с лепным растительным декором.
Под подоконным карнизом проходит пояс крупных прямоугольных ниш, фриз венчающего карниза оформлен рядом узких вплотную расположенных ниш-ширинок с круглыми розетками внутри.
Боковая часть выступа-ризалита с левой стороны решена аналогично основному фасаду – с лучковым окном с сандриком, подоконной нишей с филенкой и фланкирующей пилястрой. Изначально ризалит служил вестибюлем парадного входа в здание, сверху над ним находилась открытая терраса с выходом из светелки на чердаке.
Примыкающее к «парадному» дому усадьбы здание во дворе и изначально возведенное как «службы» и позже надстроенное жилыми помещениями, при последней реконструкции получило дополнительный мансардный этаж. Главный фасад ритмично расчленен пилястрами на равные части, в уровне первого этажа каждая часть имеет по одному широкому лучковому окну с рустованными простенками. Во втором этаже в прямоугольных нишах между пилястрами расположены по два узких оконных проема, лучковые перемычки которых так же оформлены широким изогнутым наличником.
Силуэт и пластика фасада дополнены парапетными стенками с прямоугольными мансардными окнами над венчающим карнизом. Завершены парапеты треугольными фронтонами. Главный вход расположен в слегка выступающем ризалите с тамбуром под плоским полукруглым козырьком на круглых колоннах. Фланкирующие ризалит пилястры завершены фигурными парапетными столбиками.
В усадьбе сохранилось немало элементов интерьера времен Марии Курлиной – мощные кирпичные своды подвальных перекрытий, дверь бывшего винного погреба в подвале. Главный раритет – облицованный изразцами великолепный камин с изображением Люцифера на фронтоне. Стоит камин на первом этаже основного здания, в нынешней приемной председателя Самарской городской Думы. В бывшей топочной части сотрудницы секретариата Думы соорудили импровизированный алтарь для якобы охраняющего здание «Самарского Мефистофеля» с подношениями в виде цветов и игрушек.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете