Все, что угодно - но только, чтобы не страдать и не мучиться!..
Вы согласны с этим утверждением? Абсолютное большинство людей стремятся всеми силами избежать страданий и мучений.
Об этом рассуждал в свое время св. Игнатий Брянчанинов.
Впрочем, это время совсем недалеко отстоит от нашего, поэтому вполне с ним сопоставимо.
Да и если вообще отвлечься от каких-либо времен, то всегда человеческая природа стремилась избежать страданий.
Начиная с Эпикура, который отсутствие страданий ставил за главное благо жизни, заканчивая современными гедонистами, которые гоняются за всевозможными удовольствиями, - человек стремился как можно скорее уйти от страданий, не находя в них ничего хорошего.
И только христианство нашло им настоящую цену.
Оно не просто оправдало страдания, оно заявило, что страдания – это естественная среда обитания христианина.
Более того – никто не может быть христианином без страданий.
Давайте прислушаемся к рассуждениям святителя Игнатия.
«Христос совершил земное течение Свое в непрестанных страданиях. Едва Он родился, как уже люди устремились на убиение Его. Учеников Своих Он призывает к страданиям, а тому, кто не хочет страдать, говорит: иже не приимет крест своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10.38)…»
Прервемся на время.
Давайте присмотримся к словам Христа в русском переводе:
«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Мф. 10.38.
Святитель Игнатий напрямую связывает крест со страданиями. И, собственно, по-другому быть не может.
Любой крест, что реальный, что метафорический, подразумевает распятие. А никакое распятие не может быть без страданий.
Разумеется, мера этого «распятия» у каждого своя, соответственны и страдания, но они неизбежны и сопутствуют любому кресту.
Здесь важно обратить внимание на слова Христа о достоинстве: «…не достоин Меня».
Оказывается, именно крест, а значит – страдания, являются той величайшей ценностью, которая поднимает человека до уровня Христа.
Только страдания делают верующего человека достойным Христа.
Поразительное и даже жуткое заявление, которое должно каждого из нас повергать в трепет.
Мы-то всеми силами бежим от любых страданий. Мы-то стремимся к удовольствиям, благополучию. Как минимум – к комфорту, к тихой и безбедной жизни…
Стремимся – и не подозреваем, что это стремление делает нас недостойными Христа. Ибо только страдающий христианин поднимается до того уровня, на котором он становится достойным Своего Спасителя.
Послушаем дальше св. Игнатия:
«Рассмотри житие всех апостолов: все они проводили жизнь и окончили в страданиях. Рассмотри жития мучеников: они кровью и бесчисленными муками купили себе небо. Рассмотри жития преподобных: не была ли вся жизнь их продолжительным невидимым мученичеством? В пустынех скитающеся, в вертепах и пропастех земных, лишени, скорбящее, озлоблении (Евр. 11, 38 и 37), по словам апостола, «многими кровьми и смертьми», по выражению Требника, наследовали они блаженную вечность».
А нам так хочется войти в Царство Небесное – путем «широким», по которому шествуют толпы людей – то есть в комфорте, удовольствиях и благополучии.
Но это невозможно по определению. Ибо это как раз дорога в ад:
«…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими». Мф. 7.13.
И мы так легко сбиваемся на эту дорогу, именно потому, что всеми силами стремимся избежать скорбей и страданий.
Однако пусть не свиваться на эту гибельную дорожку, нам помогают слова св. Исаака Сирина, которые тоже приводятся святителем Игнатием:
«Никто не взыде на небо с ослабою, - говорит святой великий Исаак Сирский, - напротив того, о сем познавается человек, находящийся под особенным Промыслом Божиим, когда ему пошлются непрестанные скорби».
Задумаемся над последним утверждением.
Непрестанные скорби – это, оказывается, признак особенного Промысла Божия…
Скажите, вы хотели бы быть именно под таким Промыслом?
Вот, то-то и оно.
Христианами мы хотим наименоваться: и в глазах других, и главное – в глазах самих себя. А вот сути христианина – его креста – мы принять не хотим. Страданий избегаем всеми силами. И быть под таким Промыслом Божьим – нет, нам не надо…
Так кто же мы? Не жалкие ли лицемеры?
Признаете это?