Найти в Дзене
Александр Дедушка

Что Иисус Христос говорит о людях, которые не хотят страдать? Что с ними будет?

Иисус Христос перед крестом
Иисус Христос перед крестом

Все, что угодно - но только, чтобы не страдать и не мучиться!..

Вы согласны с этим утверждением? Абсолютное большинство людей стремятся всеми силами избежать страданий и мучений.

Об этом рассуждал в свое время св. Игнатий Брянчанинов.

Впрочем, это время совсем недалеко отстоит от нашего, поэтому вполне с ним сопоставимо.

Да и если вообще отвлечься от каких-либо времен, то всегда человеческая природа стремилась избежать страданий.

Начиная с Эпикура, который отсутствие страданий ставил за главное благо жизни, заканчивая современными гедонистами, которые гоняются за всевозможными удовольствиями, - человек стремился как можно скорее уйти от страданий, не находя в них ничего хорошего.

И только христианство нашло им настоящую цену.

Оно не просто оправдало страдания, оно заявило, что страдания – это естественная среда обитания христианина.

Более того – никто не может быть христианином без страданий.

Давайте прислушаемся к рассуждениям святителя Игнатия.

«Христос совершил земное течение Свое в непрестанных страданиях. Едва Он родился, как уже люди устремились на убиение Его. Учеников Своих Он призывает к страданиям, а тому, кто не хочет страдать, говорит: иже не приимет крест своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10.38)…»

Прервемся на время.

Давайте присмотримся к словам Христа в русском переводе:

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Мф. 10.38.

Святитель Игнатий напрямую связывает крест со страданиями. И, собственно, по-другому быть не может.

Любой крест, что реальный, что метафорический, подразумевает распятие. А никакое распятие не может быть без страданий.

Разумеется, мера этого «распятия» у каждого своя, соответственны и страдания, но они неизбежны и сопутствуют любому кресту.

Здесь важно обратить внимание на слова Христа о достоинстве: «…не достоин Меня».

Оказывается, именно крест, а значит – страдания, являются той величайшей ценностью, которая поднимает человека до уровня Христа.

Только страдания делают верующего человека достойным Христа.

Поразительное и даже жуткое заявление, которое должно каждого из нас повергать в трепет.

Мы-то всеми силами бежим от любых страданий. Мы-то стремимся к удовольствиям, благополучию. Как минимум – к комфорту, к тихой и безбедной жизни…

Стремимся – и не подозреваем, что это стремление делает нас недостойными Христа. Ибо только страдающий христианин поднимается до того уровня, на котором он становится достойным Своего Спасителя.

Послушаем дальше св. Игнатия:

«Рассмотри житие всех апостолов: все они проводили жизнь и окончили в страданиях. Рассмотри жития мучеников: они кровью и бесчисленными муками купили себе небо. Рассмотри жития преподобных: не была ли вся жизнь их продолжительным невидимым мученичеством? В пустынех скитающеся, в вертепах и пропастех земных, лишени, скорбящее, озлоблении (Евр. 11, 38 и 37), по словам апостола, «многими кровьми и смертьми», по выражению Требника, наследовали они блаженную вечность».

А нам так хочется войти в Царство Небесное – путем «широким», по которому шествуют толпы людей – то есть в комфорте, удовольствиях и благополучии.

Но это невозможно по определению. Ибо это как раз дорога в ад:

«…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими». Мф. 7.13.

И мы так легко сбиваемся на эту дорогу, именно потому, что всеми силами стремимся избежать скорбей и страданий.

Однако пусть не свиваться на эту гибельную дорожку, нам помогают слова св. Исаака Сирина, которые тоже приводятся святителем Игнатием:

«Никто не взыде на небо с ослабою, - говорит святой великий Исаак Сирский, - напротив того, о сем познавается человек, находящийся под особенным Промыслом Божиим, когда ему пошлются непрестанные скорби».

Задумаемся над последним утверждением.

Непрестанные скорби – это, оказывается, признак особенного Промысла Божия…

Скажите, вы хотели бы быть именно под таким Промыслом?

Вот, то-то и оно.

Христианами мы хотим наименоваться: и в глазах других, и главное – в глазах самих себя. А вот сути христианина – его креста – мы принять не хотим. Страданий избегаем всеми силами. И быть под таким Промыслом Божьим – нет, нам не надо…

Так кто же мы? Не жалкие ли лицемеры?

Признаете это?