Найти тему
Порцелиновый фан

Школьник Иосиф Соломонович (1883-1926). Роспись фарфора.

После статьи о Чашнике о ком ещё можно написать? Ну конечно, о Школьнике! (А вот об Учителе статьи не будет - этот товарищ к фарфору отношения не имеет, - он профессионал в области делания "атмосферных" фильмов "не для всех", благо для него подход к корыту заботливо расчищен Минкультом, где пока "все свои"). А я ещё с одним Директором знаком был, но он тоже к фарфору никаким боком, поэтому и о нём пропущу... Итак, Школьник...

Родился в городе Балта одесского уезда. Учился в Одесском художественном училище (1898–1903), в Высшем Художественном училище Императорской Академии художеств в Петербурге у Я.Ф. Ционглинского (1905–1906).

И.С. Школьник в юности. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
И.С. Школьник в юности. Изображение взято из свободного доступа в интернете.

Весной 1908-го участвовал в выставке "Современные течения в искусстве" (Санкт-Петербург) в составе группы Н. Кульбина "Треугольник". В феврале 1910-го после официального утверждения объединения "Союз молодёжи" стал его бессменным секретарём и участником всех выставок (1910–1914).

Участники группы "Союз молодёжи" (слева направо): П.Н. Филонов, М.В. Матюшин, А.Е. Кручёных, К.С. Малевич и бессменный секретарь И.С. Школьник (крайний слева). Декабрь 1913-го года. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Участники группы "Союз молодёжи" (слева направо): П.Н. Филонов, М.В. Матюшин, А.Е. Кручёных, К.С. Малевич и бессменный секретарь И.С. Школьник (крайний слева). Декабрь 1913-го года. Изображение взято из свободного доступа в интернете.

Для получения наиболее полной информации о новых течениях в изобразительном искусстве Европы в 1911-м году выехал в Бельгию, затем в Данию, где изучал творчество европейских художников и описывал собрания музеев. Ему понравился фовизм Анри Матисса и примитивисты; подобном же стиле он писал натюрморты и пейзажи.

Иосиф Школьник участвовал в двух выставках Художественного бюро Н.Е. Добычиной (1912–1915), в "Выставке картин левых течений" (1915), "Выставке памятников русского театра" (1915), в "Первой государственной свободной выставке произведений искусства" (1919). Один из тех, кому важно не быть в творчестве, а выставляться, и заниматься околотворческой деятельностью (организовывать выставки и т.д.).

О его творческой манере распространяться не буду - всегда найдутся люди, которые это сделают лучше меня. Цитата, взятая из статьи о Школьнике: "Всегда заботясь о сохранении визуальной плоскостности, он разрабатывал поверхность большими участками локального цвета, подобно ковру либо аппликации. А.Н. Бенуа, иронично-уважительно высказавшись по поводу четвёртой выставки "Союза молодёжи", напишет, что Школьник претендует на "ещё вакантное и в высшей мере почётное место “Петербургского Матисса”. Пользуясь художественным языком, близким самодеятельному и народному творчеству, Школьник декларативно вводил в свои холсты знаки народной культуры – игрушки, подносы, вывески. В пейзажах он воспроизводит провинциально-патриархальные южные городки, Бахчисарай, Подольскую губернию, Крюковское лесничество. Событием художественной жизни стала серия "Провинция", показанная на пятой выставке "Союза молодёжи" (1913–1914)".

Стал профессиональным театральным декоратором. Директор Троицкого театра миниатюр (1914–1918), работал в Эрмитажном театре (1919), Московском театре.

Театр миниатюр. С-Петербург, 1911 г. Хромолитография. Плакат. В этом плакате чувствуется сильнейшее влияние Обри Бёрдсли (или Бердслея, англ. Aubrey Vincent Beardsley), хотя в 1911-м году интересе к раннему МОДЕРНУ (АР-НУВО) давно спал. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Театр миниатюр. С-Петербург, 1911 г. Хромолитография. Плакат. В этом плакате чувствуется сильнейшее влияние Обри Бёрдсли (или Бердслея, англ. Aubrey Vincent Beardsley), хотя в 1911-м году интересе к раннему МОДЕРНУ (АР-НУВО) давно спал. Изображение взято из свободного доступа в интернете.

Все наверняка знают такое явление, как местничество. Рождается оно из скудоумия у тех деятелей, которые, будучи изнутри личностями ущербными и глубоко провинциальными, расставляют на должности тех, с кем сидели когда-то на одном горшке, ходили в одну школу, соседей по дачному кооперативу или по лестничной площадке, людей с одного (с ними) города, двора, родню или "кровников" (на худой конец). Что получается в результате, мы видим. Как сказал один государственный деятель, который в местничестве точно замечен не был, "кадры решают всё".

Все левые партии в тогдашней России (анархисты, эсеры (левые и правые), коммунисты (большевики и меньшевики)) имели один нюанс - процентов на 90% в их руководящих органах заседали евреи. В первый год Советской власти у кормила страны оказались большевики и левые эсеры. Между собой они не очень ладили, закончилось противостояние, как все помнят, покушением на германского посла, на Ленина в Москве и на Урицкого в Петрограде, провальной попыткой захвата власти эсерами, расстрелом царской семьи (со свитой), и наконец, объявлением Свердловым Красного террора.

Заведовать "новой культурой" поставили приехавшего из долгой европейской эмиграции, совершенно оторванного от российских реалий того времени А.В. Луначарского, он же доверил кураторство над всем изобразительным искусством в стране (Отдел ИЗО Наркомпроса) своему знакомцу по Парижу, активному бундовцу Давиду Пинхусовичу Штеренбергу (который, кроме всего прочего, был ещё и художником, причём хорошим художником). Кстати, в "нулевые годы", когда стало возможным посещение музеев по "бесплатным" билетам в Дни музеев (18 апреля - для московских музеев, и 18 мая - для музеев общероссийского подчинения), я перебегал от музея к музею, не забывая там и сям останавливаться перед интереснейшими натюрмортами Д.П. Штеренберга, но затем жадные чинуши от Минкульта решили, что они так "теряют деньги", и по щелчку пальцев Дни музеев выродились в Ночь музеев - забаву далеко не для всех - и кроме того, я так и не понял, это мероприятие всё-таки платное или нет?

К фарфору Штеренберг имел опосредованное отношение, но всё-таки имел, поскольку назначение С.В. Чехонина художественным руководителем ГФЗ было осуществлено именно Отделом ИЗО Наркомпроса. Но и про своих "кровников" Штеренберг не забывал. Например, наш герой И.С. Школьник в 1918-м году вошёл в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности Отдела ИЗО Наркомпроса, стал заведующим театрально-декорационной секцией. В декабре 1918-го возглавил только что образованную плакатную мастерскую. С 1918-го года был членом различных закупочных комиссий, находившихся в ведении Наркомпроса: закупочной комиссии для Музея художественной промышленности, Соединённой комиссии по приобретению произведений современных художников, Комиссии по приобретению произведений современного искусства для МХК. Неутомимый Иосиф Соломонович организовал в 1919-м году декорационные классы государственных художественных мастерских, стал их комиссаром, выработал Устав мастерских, позже организовал Декоративный институт, директором которого сам себя и назначил (1920–1925).

В 1922-м году Школьник (зачем-то?) исполнил эскизы росписи не менее семи тарелок для ГФЗ. Все эскизы ныне хранятся в Эрмитаже. По сообщению газеты "Жизнь искусства" (1922. №31) перевод эскизов на фарфор был сделан С.В. Чехониным. Все семь эскизов представлены ниже.

Блюдо со стилизованным архитектурным мотивом на чёрном фоне "Геометрия города", выполненное по соответствующему эскизу. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Блюдо со стилизованным архитектурным мотивом на чёрном фоне "Геометрия города", выполненное по соответствующему эскизу. Изображение взято из свободного доступа в интернете.

Его тарелка "Карточный домик" 1922-м году была выполнена для выставки фарфора ГФЗ в Венеции (нет фото).

Скончался И.С. Школьник в 1926-м году в возрасте сорока трёх лет.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества.

P.S. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц