Найти тему
ПоУшиВКино

S2 сериала “Удивительная миссис Мейзел” (The Marvelous Mrs. Maisel): Мама стерпит, Бог простит

Оглавление

Я решила вести заметки по каждому просмотренному сезону этого сериала и публиковать в блоге, чтобы получше запомнить тонкости сюжета. Меня этот сериал впечатлил, чего я не ожидала, начиная просмотр. Я поняла, что мне нравится изучать эпоху конца 50х – начала 60х через большое кино, сериалы и литературу.

События второго сезона

Постер второго сезона сериала The Marvelous Mrs. Maisel
Постер второго сезона сериала The Marvelous Mrs. Maisel

Мириам скрывает от отца и матери свои выступления в клубах по ночам (большую часть сезона). Это наталкивает их на мысль, что дочь, расставшись с мужем, старается устроить свою личную жизнь, бегая по свиданиям. Мириам устраивает такое положение – она пока не может осмелиться на признание об истинной причине своих вечерних исчезновений.

Джоэл, уволившись из компании TriBorouh, присоединился к бизнесу отца Maisel&Roth, чтобы навести порядок в бухгалтерии. “Наконец-то он занялся чем-то, кроме своей причёски”, – сказала про него Сьюзи.

Сьюзи, проработав 16 лет в клубе и пребывая там в незаметном положении, решает серьёзно “заняться шоу-бизнесом”: в Мириам она видит потенциал, поэтому не жалеет времени и красноречия на то, чтобы выбивать выступления на любых площадках, где только это возможно. Её профессиональное чутьё и настойчивость приносят ощутимые плоды – выступление на телевидении становится для Мириам судьбоносным, благодаря ему в её карьере комика наметился огромный шаг вперёд.

Дон Шерман (Don Sherman) – послужил примером для образа Мириам Мейзел

К моменту просмотра второго сезона я узнала, почему погружение в юмористическое закулисье получилось таким правдоподобным. Отец автора сериала, Эми Шерман-Палладино (Amy Sherman-Palladino), был не только актёром, но и комиком, и понимание клубной жизни Нью-Йорка конца 50х было сформировано в сознании шоу-раннера благодаря ему. Шерман-Палладино рассказывала в одном из интервью, что в их доме всегда было очень много людей, в том числе стенд-ап комиков, и эта атмосфера запечатлелась в её памяти навсегда; а для сериала образ своего отца она решила воплотить в образе женщины: “Я превратила его в женщину. Милую женщину. Я сделала его обворожительным” (I turned him into a woman. A cute woman. I made him adorable).

Дон Шерман (Don Sherman) – это актёр, сценарист и стенд-ап комик. В качестве актёра он появлялся в четырёх фильмах франшизы “Рокки” (1976, 1982, 1990, 2006), писал сценарии для сериалов и различных шоу (например, в 1973 – эпизод для сериала “Становится жарко” и для “Бриджит любит Берни”; в 1977 – эпизод “Хороший роман” для сериала “Лодка любви”), а свою карьеру комика начинал в 1953 году на комедийной сцене Гринвич-Вилладж (в сериале это отражается – действие в первом сезоне вращается вокруг кафе Gaslight в Гринвич-Вилладж), а также – в клубах для военного состава, потому что на тот момент ещё служил в Корпусе специальной службы армии США.

Дон Шерман в образе человека с повязкой на глазу в комедийном сериале Night Court (S2E4 "Pick a Number" ).
Дон Шерман в образе человека с повязкой на глазу в комедийном сериале Night Court (S2E4 "Pick a Number" ).

После увольнения из армии в середине 1950-х он продолжил заниматься юмором и довольно быстро добился успеха. Он выступал в качестве разогрева в турах с певцами, с которыми путешествовал по клубам Кэтскиллс, Гринвич-Вилладж, знаменитым отелям и ночным клубам Playboy, Hungry (Сан-Франциско), Landmark, Tropicana (Лас-Вегас) и Copacabana (Нью-Йорк).

В это же время Дон Шерман набирает популярность как комедийный сценарист, пишущий для своих коллег по сцене.

Заметки и мысли

Второй сезон отличается от первого тем, что все действующие лица переходят на новый уровень в своей жизни. Если в первом сезоне серьёзный шаг вперёд был сделан только Мириам, то в этом – это коснулось всех.

Они заявляют о своём недовольстве текущей ситуацией и принимают решение что-то с этим делать.

Больше всего открытий досталось на долю отца Мириам Авраама “Эйба” Уайзмана. Его блистательное поступление на службу в BellLabs оказывается не таким прекрасным на деле, как казалось. Он выясняет, что его неудачи в профессиональной сфере тесно связаны с его личной жизнью. Эйб получает на руки факты, с которыми не поспоришь: его дочь – комик, причём это не хобби, но ему с этим трудно примириться, потому что Мириам выбивается из привычного образа домохозяйки, мысли которой заняты рождением третьего ребёнка до 30 лет, шляпками, туфлями и косметикой; а сын Ноа – это вовсе не тот скромный учёный, кого Эйб считает самым умным среди всех знакомых ему людей, а агент ЦРУ. В этом сезоне Эйб олицетворяет образ эксцентричного человека, который всю жизнь был занят собой, избирательно слышал то, что ему говорят, был не особо внимателен к своей жене Роуз, и в один момент правда стала обнажаться перед ним. Его брак оказался в опасности. Помимо переживаний за его карьеру в BellLabs зрителю заодно придётся задуматься (или забеспокоиться), стоит ли Роуз и Эйбу оставаться в браке.

Джоэл Мейзел поставил перед собой цель – найти дело жизни, чтобы ощущать себя счастливым. Пусть Мириам обошла его в стенд-апе, она смешнее – искуснее и органичнее, чего нет у него, но ему можно пойти другим путём. Может, не стенд-ап является его призванием, а именно клубная атмосфера? Джоэл решил пробовать: принимать решения, быть взрослым, спорить, соглашаться и в целом – начать жить.

Сьюзи Майерсон открылась с другой стороны. В первом сезоне она лишь раз упомянула свою семью, в этом сезоне нам её показали намного объёмнее как человека. Да, с матерью у неё нет связи – тут даже саму мать не показывают, чтобы ещё сильнее подчеркнуть её минимальное участие в жизни своих детей (“Ты украла у неё автомобиль?” – “Да, а она украла моё детство, так что мы квиты”), зато Сьюзи неплохо общается со своей сестрой.

Если говорить о главной героине – Мириам “Мидж” Мейзел – то она впервые произносит осознанно, что хочет прославиться благодаря своему стенд-апу, в то время как в первом сезоне она периодически использовала сцену, чтобы выплеснуть нагоревшее на душе. Оно и понятно – ей нужно было осознать большую перемену в семейной жизни: муж изменял ей с секретаршей, которая мало отличается от самой Мидж. И это её тоже удивляло – что именно хотел изменить Джоэл, если даже квартиру для любовницы он снял в паре кварталов от их собственной?

Мириам в клубе Парижа. Ей удалось и тут прочитать свой стенд-ап благодаря женщина, которая переводила её шутки на французский для зрителей
Мириам в клубе Парижа. Ей удалось и тут прочитать свой стенд-ап благодаря женщина, которая переводила её шутки на французский для зрителей

В этом сезоне больше действия, чем в первом. Роуз, в качестве акции протеста из-за вопиющего невнимания к её персоне со стороны мужа, уезжает в Париж. Эйб срывается за ней, узнав, что она не вернётся к ужину. Потом семьи Уайзман и Мейзел отправляются в Кэтскиллс на курорт Steiner, их ежегодный летний отдых. Здесь Сьюзи организовала для Мириам выступление в первом большом зале – в отеле Concord. После отдыха Сьюзи и Мидж отправились в первый тур по штатам.

Но также есть целые сцены, которые существуют исключительно потому, что они красивы, включая несколько великолепных танцевальных эпизодов, действие которых происходит в Париже и в Кэтскиллс, или службу в Йом-Кипур (хотя это совершенно логично, потому что главные действующие лица – евреи, и отображать их образ жизни правильно).

Мириам Мейзел оказывается по-настоящему “завлечена тёмной стороной микрофона”, по словам Ленни Брюса, её коллеги по комедии, кто относится к ней с теплотой, доверием и симпатией. Она добивается успеха в индустрии, где доминируют мужчины – и это с учётом того, что они не особенно хотят слышать её язвительные высказывания о себе самих, продолжая видеть в ней миловидного персонажа с декоративными функциями.

Для большей интриги на пути Мидж постоянно возникает Джоэл со своими неоднозначными знаками внимания в адрес бывшей жены – растает она или будет стойкой, предпочтёт развиваться в юморе? А также сценаристы включили в сюжет дополнительный любовный интерес для Мидж – богатого респектабельного хирурга Бенджамина Эттенберга, который набивает себе крайне высокую цену в поиске достойной партнёрши, а странности Мидж оказываются ему симпатичны.

Мириам и Бенджамин (его роль исполнил актёр Закари Ливай)
Мириам и Бенджамин (его роль исполнил актёр Закари Ливай)

Заключительное слово по второму сезону

Мне очень понравился эпизод, когда Бенджамин и Мириам посетили выставку картин, где она купила картину за 25 долларов, совершенно не обратив внимания на высокое искусство. На картине изображена девушка, загадочно смотрящая вдаль. Мириам, увидев её, объяснила, что узнала себя и решила, что героиня картины подскажет ей хорошую шутку.

Картина, которую купила Мириам
Картина, которую купила Мириам

Потом они отправились в бар, где Мириам очаровала самого известного неизвестного художника Деклана Хауэлла. В этом баре была воссоздана буквально потрясающая атмосфера фильма Вуди Аллена “Полночь в Париже”. Вообще это было здорово – увязать две части сезона общей аурой. В первом эпизоде Мириам гуляла вдоль Сены, а ближе к концу пообщалась с загадочным художником, словно с её берегов.

Сцена из 7 эпизода - в баре с художниками. В левом верхнем углу разглагольствует Деклан Хауэлл
Сцена из 7 эпизода - в баре с художниками. В левом верхнем углу разглагольствует Деклан Хауэлл

На фоне удивительной красоты – планов, костюмов, квартир и Нью-Йорка в целом – всю эту пин-ап эстетику разбавляет отменная брань Мириам, которой она без стеснения разбрасывается со сцены. Я думаю, что, если бы сценарий не включал такой необычной “приправы” для богатой, происходящей из интеллигентной семьи девушки, было бы пресно.

Да, можно подумать, что трудно сопереживать девушке из Верхнего Вест-Сайда, которая никогда не знала недостатка в деньгах и внимании. Даже распад брака не превратился в драму со слезами, напротив, Мириам вышла на сцену, чтобы высказать своё недовольство. Её сразу заметила пробивная агент, чтобы продвинуть внезапный талант вверх по карьерной лестнице. И в простоте всего происходящего прослеживается миф и сладкой жизни как в “Эмили в Париже”. Но у The Marvelous Mrs. Maisel есть существенный плюс: сериал отображает Нью-Йорк 50х, когда говорящая женщина кажется странным явлением, а бранящаяся и затыкающая рот мужчинам – так и подавно. Каждый эпизод раскрывает определённую тему, пусть даже трудные моменты жизни здесь показаны с большим количеством шуток и красивого оформления со стороны сет-дизайнера, что может сбить с толку и принять сериал за легковесную комедию.

Есть здесь подвох – он в непонимании со стороны самой Мириам, что быть звездой – это не только блистать. Она с трудом пережила короткий тур по нескольким штатам, приходя в ужас от грязных комнат и фекалий в унитазах, она по-прежнему не покидает уютный дом родителей, чтобы сполна ощутить вкус “другой” жизни. Она вроде как изнежена и не скрывает этого. Снова и снова мы видим, как она ставит во главу угла свою стабильную жизнь (семью, работу в универмаге, возможность брать двухмесячный отпуск) над карьерными возможностями в мире комедии, к бурному возмущению Сьюзи.

Рейчел Броснахан в интервью для New York Times сказала о своей героине Мириам: “Она – порождение своего времени. Любопытно постоянно исследовать, кто она такая. И она ненасытна. Если она чего-то не знает, она хочет это знать. И она не знает другого пути, кроме как идти вперёд”.

***

Обзор первого эпизода: