Ох, сериалы – это очень сложное дело в плане времени. От пяти и более сезонов с каждым эпизодом не менее одного часа хронометражем – сколько же его нужно!? Поэтому я их так мало смотрю или только если любопытство превышает пределы допустимого. Плотное изучение пьесы “Знак в окне Сидни Брустейна” и участие в постановке Рейчел Броснахан (Rachel Brosnahan) подтолкнули-таки меня к просмотру “Удивительной миссис Мейзел” (The Marvelous Mrs. Maisel). И вот – первый сезон просмотрен. Коротко – в восторге.
Сюжет S1 The Marvelous Mrs. Maisel
Мириам “Мидж” Уайзман и Джоэл Мейзел познакомились в колледже и влюбились друг в друга с первого взгляда. Мириам Мейзел стала чудесной еврейской женой для Джоэла. Она всегда красива, свежа, энергична и во всём помогает своему мужу. Особенно в его огромной страсти к юмору – он мечтает профессионально заниматься стенд-апом и после рабочего дня в офисе выступает в кафе Gaslight, проверяя шутки на посетителях. А Мириам при этом отслеживает реакцию зрителей и записывает идеи в свой блокнот. Но выступления Джоэла не приносят ему успеха, и у него опускаются руки. После одного из неудачных выступлений он собирает чемодан и уходит от жены.
Так, после четырёх лет брака Джоэл и Мириам оказываются в критической ситуации – в разлуке они поймут, остаться им вместе или разойтись окончательно.
Мириам, переживая стресс, напивается и выговаривает своё недовольство на сцене, где буквально прошлым вечером провалился её муж. Сьюзи, управляющая кафе, понимает, что в девушке есть комедийный потенциал, главное – потренироваться и найти свой стиль. Но в этом ещё нужно убедить Мириам. Захочет ли Мириам сама стать комиком и воспользоваться шутками из своего блокнотика или предпочтёт оставаться домохозяйкой?
Реалистичность показанного в сезоне
Драматургический уровень сезона очень высок, потому что в нём точно отображена механика стенд-апа, хотя именно сами муки творчества и закулисная жизнь комика не показаны, по крайней мере акцент на этом не делается. Здесь зафиксирована сама суть стенд-апа – это жизнь комика его словами, когда юмор помог ему осмыслить происходящее вокруг и с ним непосредственно. Сезон рассказывает и об этом в том числе. Мне это очень понравилось, что главных героев поместили буквально в материал для выступления, а главной темой сделали отношения между мужчиной и женщиной и поиск своего “я”. Это очень остроумно.
На самом деле, тема юмора мне интересна и, наверное, даже близка. Я сама однажды написала монолог, прожарку, пару текстов в стиле стенд-апа для своего аккаунта в Instagram и у меня был очень неудачный номер, который никто не понял, хотя мне было смешно, поэтому знаю, как сложно заслужить смех зрителей. Когда Мидж выходила к микрофону целенаправленно и у неё не получалось сформулировать мысль или, когда Джоэл повторял шутку, предложенную своей женой, а она просто не откликалась в зрителях, то есть получалось “выступление в тишину”, показано очень точно.
Сочинять шутки насколько сложно, настолько и интересно, потому что перед тобой лежит огромное поле материала из опыта, но подвох в том, что ты подобно парфюмеру должен правильно скомбинировать все ноты, чтобы при подаче они звучали гармонично. Ведь смешная шутка – это хитрая субстанция. Нужно правильно выбрать момент, публику, место в монологе. Ленни Брюс, который в сезоне является символом уже признанного комика и к тому же уставшего от своего ремесла, сказал в одном из выступлений: “Нужно что-то делать” и “Делать то, что нужно” – слова одни и те же, но порядок разный”, раскрывает секрет лаборатории, где смешиваются ингредиенты шутки.
Моё знакомство со стенд-ап комедией началось в 2013 году с Руслана Белого. С тех пор появилось много новых артистов, я побывала на множестве шоу, отметила для себя комиков, кто мне интереснее всех, но Белый по-прежнему любимый комик и его философия мне очень импонирует. Кстати, тот же Ленни Брюс напомнил мне его во втором эпизоде, когда сказал, что ни за что не хотел бы повторять путь к успеху на этом поприще. В одном из интервью Белый сказал то же самое – для комиков это очень болезненный опыт, когда зал не принимает подготовленный материал. Так что сценарий The Marvelous Mrs. Maisel удивительно точно улавливает мир юмора, и это очень откликнулось внутри меня.
И пусть история задорно крутится вокруг сцены в кафе Gaslight в Гринвич-Вилладж, где люди выступают с шутками, песнями и стихами, она вовсе не про стенд-ап, он идёт нитью, на которой нанизаны основные темы. Она по большей части про раскрытие себя, про самоопределение. Джоэл весь сезон ведёт себя как подросток, которому всё преподносят в готовом виде – должность в крупной компании, ненапрягающая семейная жизнь, где жена всегда свежа и весела, потому что скрывает свою бьюти-рутину, научившись этому от матери, всегда находит подход к распорядителю в клубе, выбивая удобное время для выступления, а дети находятся под присмотром няни и бабушки с дедушкой; Мириам следует заветам общества в плане того, что женщина должна быть красивым пин-ап аксессуаром при муже, читать глянцевые журналы, молчать и ничего не решать; Сьюзи понимает, что хочет быть менеджером, а не человеком неопределённого пола. А большая комикесса Софи Леннон является в сезоне символом женщины, которая приняла правила мужского общества. Будучи за кулисами одним человеком, – напыщенной эксцентричной интеллигенткой, проживающей в таун-хаусе за миллион долларов, окружённой раритетами музейной ценности, съедающей дольку лимона на обед и запросто дарящей норковую шубу, потому что два раза уже её надевала – для публики она стала неопрятной толстухой их Куинса, кто не имеет образования и ругается матом. Она убеждена, что Мириам нужен образ, потому что она слишком красива, и мужчины захотят заняться с ней сексом, а не посмеяться над её шутками. Мириам такая точка зрения возмутила из-за того, что нужно изображать того, кем не являешься, в угоду чужому мнению. То есть ты сам как личность со своими мыслями не интересен. А в чём тогда смысл?!
Для Мириам стенд-ап, по сути, логичное продолжение её жизни. Она изучала в колледже русский язык и литературу, следовательно, чувство слова и интонации у неё обострены, что и объясняет её способность улавливать настроение зала и подбирать остроумные ответы на то, что ей говорят. Но психологи бы сказали, что проблема Мириам в том, что она не прожила так называемый период монады, а сразу, не отделившись от родительской семьи, перешла в отношения и брак. Она просто не дала себе возможности узнать себя, вместо этого растворившись в муже. И, может, её путь в стенд-ап означает лишь способ познакомиться с собой. Равно как и должность продавщицы косметики в универмаге B.Altman&Co. Ну, пусть психологи говорят что угодно, им нужно ипотеку оплачивать. И спасибо им за красивые и непонятные слова.
Мне очень понравилась сцена в четвёртом эпизоде “Разочарование пятерки Дионн” (The Disappointment of the Dionne Quintuplets), когда Сьюзи устроила для Мириам экскурсию по клубам, где комики проверяют материал совершенно спокойно, не боясь провала – в эти клубы не ходят журналисты и оттуда не выбираются сплетни. Зато для получения опыта – в самый раз. После этого они ели сосиски в тесте в уличной закусочной и говорили по душам. Сьюзи сделала очень хорошую вещь, пока их отношения не зашли слишком далеко – она откровенно сказала Мидж, что они не подруги, она для неё “красиво упакованный научный эксперимент”. Естественно, отношения пойдут своим чередом, но обе стороны будут понимать их уровень и не начнут формироваться ошибочные ожидания. Эта сцена сделана очень реалистично и в этом её ценность. На первый взгляд слова Сьюзи могут показаться жестокими, хотя, на самом деле, они содержат в себе больше гуманности, чем обещания бесконечного счастья.
Реальные локации: кафе Gaslight, магазин Music Inn и универмаг B. Altman
Кафе Gaslight – это центральное место действия в первом сезоне: здесь выступает муж Мириам Джоэл, здесь Мириам знакомится со Сьюзи, которая управляет кафе, но чувствует в себе интуицию для распознавания талантов, здесь Мириам начинает открывать себя настоящую.
Кафе Gaslight (The Village Gaslight) находилось в районе Гринвич-Вилладж на Манхэттене (Макдугал-стрит в районе Бедфорд и Бауэри) в Нью-Йорке. Интересно то, что изначально помещение во времена сухого закона в США было подпольным кафе, и в 1920-х и 30-х там собирались в основном геи, литераторы, поэты.
А то самое кафе в том виде, в каком оно фигурирует в сериале, было открыто в 1958 году, то есть как раз на момент начала действия. И в реальности, и в сериале оно служило площадкой для выступления начинающих артистов, поэтов, музыкантов, там проводились концерты народной музыки. Проработало оно до 1971 года. Изначально здесь выступали не за гонорар, а за плату, которую удалось насобирать в корзинку, которую пускали по зрителям. В пилотном эпизоде это отображается – Мидж и Джоэл выходят из кафе, считая собранные монетки. Его так и называли basket house, как раз за манеру сбора платы за выступление артисту. Поэт и музыкант Боб Дилан считал Gaslight лучшим баром в квартале, о чём говорится в статье New York Times, также он записал альбом под названием Live At The Gaslight in the club в 1962 году.
Это не единственное легендарное место, фигурирующее в первом сезоне. Сьюзи в четвёртом эпизоде приводит Мириам в музыкальный магазин Music Inn, где рекомендует ей купить виниловые пластинки с подпольными юмористическими записями, и, слушая их, она может учиться формулировать шутки. Music Inn – это на данный момент старейший магазин с обширной коллекцией музыкальных инструментов и пластинок в Нью-Йорке. Он тоже был открыт в 1958 году, как и Gaslight.
В Нью-Йорке есть несколько громких универмагов – центров шоппинг-паломничества. Это Bloomingdale's (в нём работала Рейчел в сериале Friends), Barneys (который объявил себя банкротом), Saks Fifth Avenue, Bergdorf Goodman (где Дэбби Оушен из Ocean’s 8 2018 года украла косметику и парфюм в день выхода из тюрьмы) и B.Altman&Co, куда устроилась работать продавцом косметики Revlon Мидж Мейзел, когда поняла, что ей нужна независимость. Это сеть универмагов класса люкс была основана в 1865 году. B.Altman стал первым универмагом с филиалами в других городах, кроме столичного, а в 1985 году здание универмага было объявлено достопримечательностью. После закрытия универмага в 1991 году здание пустовало пять лет, а позже, после реконструкции, его стали использовать как Центр выпускников City University of New York, научную публичную библиотеку и офис издательства Oxford University Press.
Я думаю, что в кадре фигурирует именно косметическая марка Revlon, потому что в 1958 году в её истории произошло значительное событие: впервые брэнд воспользовался поддержкой знаменитости – производителем косметики Марчеллой Фаци-Боргезе (Marcella Borghese) и был открыт салон красоты "House of Revlon".
А также пару раз в сезоне упоминался ресторан-гастроном The Stage Deli. Мидж нашла в The Hollywood Reporter объявление автора шуток, кто помог бы ей подготовить десять минут выступления за оплату. Этот автор является завсегдатаем The Stage Deli. Это заведение было знаменито тем, что в нём часто бывали звёзды, в меню были включены блюда по названиям бродвейских постановок и именам артистов, которые там обедали. Заведение закрылось в 2012 году.
Лирическое отступление
Про это я не могу умолчать никак. Для меня это параллель века. Узнав, что Gaslight в Гринвич-Вилладж здесь играет большое значение, я обрадовалась, потому что оно напомнило мне один из любимых фильмов с Оскаром Айзеком – “Внутри Льюина Дэвиса” (2013, Inside Llewyn Davis) братьев Коэн.
И ведь как сошлись звёзды! В 2013 году Оскар Айзек сыграл свою первую главную роль в фильме, где важным элементом является это кафе. В 2017 году Рейчел Броснахан засияла в первом сезоне сериала с Gaslight как центральным местом действия. И в 2023 году актёры Оскар Айзек и Рейчел Броснахан вместе приняли участие в возрождении пьесы Лоррейн Хансберри “Знак в окне Сидни Брустейна”, действие которой разворачивается в 60-х годах в Гринвич-Вилладж.
И как по-разному это помещение выглядит в зависимости от креативного взгляда на него оператора. В драме Коэнов оно было стильно-мрачным, отображающим внутренние блуждания и метания фолк-музыканта. Льюин искал путь к свету и своей настоящей жизни через музыку, при этом сам же заплутался у себя внутри, что и показал Бруно Дельбоннель через свет и ракурсы.
В первом сезоне “Удивительной миссис Мейзел” кафе яркое и жизнерадостное, здесь звучат шутки и много нецензурно-оформленных диалогов. Это, кстати, мне понравилось, потому что вписывается идеально в контекст. Ведь действующие лица ругаются не ради красиво свитого остроумия. Но яркость в стиле пин-ап конца 50х и брань совсем не означают легкомысленности в сюжете.
***
Так что, думаю, стоит смотреть дальше. Первый сезон закончился на самом интересном.