Дети растут и развиваются в цифровых мирах, потому что, во-первых, это легче, чем в настоящей жизни, во-вторых, чаще всего с младшего школьного возраста семье не удалось привить мотивацию к учебной деятельности.
Изначально дошкольник мечтает и стремится учиться, причем учиться хорошо, отлично. Он представляет себя в новой роли – в форме и с рюкзаком. Он хочет много знать, ему интересно.
По мере взросления, особенно из-за не совсем корректных методов, новая социальная позиция школьника и связанные с этой деятельностью обязанности, вызывают скорее негативные чувства, такие как неприязнь, отвращение и даже ненависть. А сам процесс обучения происходит из-под палки, точнее из состояния принуждения. Почему так происходит? И как семье поддерживать интерес?
Самый быстрый способ убить мотивацию к обучению – постоянно наказывать за плохие оценки и результаты и использовать экранное время, как основной мотив управления поведением. Делать это максимально хаотично под властью своих неконтролируемых эмоций, в результате превратить внутренний и внешний мир ребенка в хаос. Так же, как быт определяет сознание, бардак в вопросах экранного времени определяет степень потенциального развития зависимости.
Детям нужна понятная структура, с которой они будут согласны. Когда взрослый то и дело угрожает лишением экранного времени, то вместо того, чтобы системно учиться концентрироваться и держать внимание на уроке (эту способность нужно последовательно развивать у каждого представителя поколения) такие родители делают обратное. О чем думает школьник, который получил очередную плохую оценку? Конечно же не о том, что нужно сделать, что предпринять, на чем сфокусироваться, чтобы ситуацию исправлять. Он сидит на уроке и гоняет мысли о том, заберут у него сегодня гаджеты или нет. В результате на новой теме сосредоточиться опять не удается, потому что внимание его сфокусировано на другом. Далее он снова получает нагоняй, познавательная активность со временем напоминает умирающую лошадь, которую продолжают то лупить кнутом, то вдруг резко мотивировать пряником.
Так, от желания учиться и много знать в дошкольном возрасте, семья получает тинейджера, у которого наблюдается полное отсутствие интереса к школе. Если добавляются проблемы в общении и/или с самооценкой, то происходит разворот в сторону цифровых активностей. Там принимают, как говорится, любым.
Далее ситуация может развиваться стремительно. Воспитательная машина набирает обороты. Семья продолжает требовать, катясь по тем же рельсам, подключается школа. Психическая система не справляется со стрессом, ищет решения, какой-то выход – так появляются суицидальные мысли. Ребенок ищет способы освободиться от этого невыносимого гнета и часто находит, судя по статистике подростковых суицидов.
Мир постоянно меняется, выдвигает новые условия и правила. Часто сами родители не успевают перестраиваться и адаптироваться к изменениям среды, а дети тем более, поэтому задача взрослых – помогать, последовательно погружать ребенка в школьную жизнь. Не гнобить за отсутствие интереса, а предпринимать сознательные усилия, чтобы его взращивать. Вместе выстраивать этот новый мир обучения, открывать его, адаптироваться и находить свое уникальное место, так же, как дети строят цифровые миры, в которых они получают заряд энергии и счастья.
Современный ребенок совершенно другой, он по-другому мыслит, часто система мотивов, которая побуждает к деятельности, не совпадает с целями взрослых. Да, практически у каждого формируются и начинают влиять на жизнь цифровые привычки, но это не значит, что сын или дочь не обладают способностями равномерно развиваться во всех направлениях.
Наша задача – выстраивать простую и понятную структуру договоренностей, конечной целью которой является личность, обладающая внутренней мотивацией к обучению, для продвинутых – способность к непрерывному самообразованию. Именно от этой цели необходимо выстраивать свою воспитательную модель и всегда помнить об этом.
Самый главный период для становления мотивации – младший школьный возраст – 7-10-11 лет. В эти годы происходит закладка фундамента – качеств личности. Формируется модель мышления, психическая структура, которая будет использоваться в дальнейшем при взаимодействии с миром. Недостаточно контролировать конечный результат, недостаточно делать упор на академические знания.
Ребенок погружается в процесс учебной деятельности, в школьный мир, в результате развивается собственная система отношений, а точнее происходит дифференциация на: «я и учитель»; «я и семья»; «я и другие дети»; и, естественно, «я и гаджеты».
Самое главное – взрослый направляет внимание на каждую деятельность, помогает и передает модель мышления, способствующую достижению результата в каждом направлении.
Как это работает на практике?
Дети очень чувствительны к оценкам окружающих взрослых. Любые ярлыки, которыми семья награждает своих детей, со временем закрепляются и становятся частью личности. Если все детство напоминать, что «без мамы не можешь ни с чем справиться», – ребенок делает соответствующий вывод о себе: «Я такой, без контроля не могу, даже пробовать не буду сам!» Просто поменяйте эти ежедневные фразы, и через некоторое время получите другое поведение. Например, ребенок пришел из школы, говорим: «Ты мальчик (девочка) самостоятельный/-ая, отдыхай, принимай решение и переключайся. Ну, уж, если что, я помогу». Родитель признает суверенитет, потребность в уважении удовлетворена, как следствие, расширяется зона понимания. Вы как бы строите отношения со своим ребенком, как со взрослым, дети это прекрасно чувствуют и, самое главное, стараются это доверие оправдать.
Если сказать: «У тебя час, потом сдавай телефон!», то ребенок начнет сопротивляться: «Хочу больше! А ты мне не указ!». А в случае, когда родители стараются понять ребенка (как было описано выше), бороться, по сути, не с кем, только с собой, со своим нежеланием и ленью. Но одновременно рядом родитель, ожидания которого хочется оправдать. Поэтому ребенок таки откладывает гаджет в сторону и переключается.
Смещение с постоянной критики на подкрепление любых усилий помогает четко осознавать свои возможности и способности, а любой промежуточный результат вдохновляет на новые усилия. Так семья формирует те или иные качества личности, просто отражая мнения взрослых о себе, поэтому имеет смысл очень внимательно следить за любыми своими оценками.
Школа – это большая часть жизни, поэтому ребенка нужно последовательно в нее погружать, очень аккуратно давать негативные комментарии. Младшая школа – вершина детства, в течение этого периода ребенок осваивает новую, часто сложную для себя роль. Очень много проблем обычно появляется в процессе, и детям нужно помогать их решать. У ребенка теперь новый статус, но он подразумевает и новые обязанности. В то же время в этом возрасте появляются определенные привилегии, например, телефон для связи с родителями.
Договоренность строится вокруг понимания, принятия внутренней позиции школьника. И вот тут можно использовать экранное время, как мотив, но не как наказание, а как стимул. У родителей и детей общая цель: гаджеты не должны разъединять. Общая задача – взять обучение под собственный контроль, учиться двигаться по своему расписанию, практиковать самостоятельно переключаться, то есть ребенок должен принять обучение, как собственную цель. В этом случае взрослые перестают бегать, преследовать и следить каждую минуту, только усиливая зависимую часть личности. Средством является развитие интереса к школьному миру, надо разжигать и поддерживать внутренний огонь мотивации. Чаще всего происходит обратное – вокруг школьного мира создается просто радиоактивное облако, когда даже думать противно.
Если у ребенка что-то не получается, если нет желания, значит нужно искать причину, где сложности, обсуждать решения, искать подходы.
Все дети разные, кто-то проявляет агрессивные черты, кто-то замкнутость, кто-то подвержен виктимным проявлениям. Все это можно и нужно корректировать.
Главный принцип поддержания интереса к школьному миру – зона общей радости, новых успехов в разы больше, чем негативной обратной связи. В этом случае зарождаются корни внутренней мотивации. Чаще всего семья мотивирует поведение внешними стимулами – значки, награды, поощрения, покупки за результаты. Но, получив желаемое, как правило, или по мере взросления, эти рычаги перестают работать. Взрослый наделяет смыслом школьную деятельность, помогает удерживать внимание, направляет на решение. Нужно просто перестать видеть в своем ребенке только экранный интерес и делать максимум для того, чтобы сын или дочь чувствовали себя хорошо в роли «успешный школьник».
Интерес растет пропорционально тому, насколько ребенок проявил себя успешно. И падает, если больше преобладает чувство «потерпел неудачу». Л.С. Выготский сформулировал этот феномен, как «обобщение переживаний».
Крошечные, даже самые маленькие результаты мотивируют, мозг отпускает новую порцию энергии совершать усилия. А для этого рядом должен быть взрослый, который покажет и поможет. Школьная жизнь – это такой же процесс набора скиллов. Принцип тот же, только герой реальный. Поэтому лучше со своим ребенком не воевать, а объединиться в команду, у которой общие цели. Да, принять, как данность, что дети вязнут, но это не значит, что он/-а плохой. Сосредоточьтесь на создании этих тонких эмоциональных нитей, основанных на радости от достижений в реальной жизни, превратите их в устойчивую систему внутренних мотивов, в канаты, которые будут крепко связывать ребенка с миром.
Обсудим ситуацию, с которой раньше или позже столкнется каждая семья. Дети поддаются влиянию, даже самый сознательный ребенок легко попадает под власть группы, совершает необдуманные поступки – покурить, что-то употребить. В такие моменты, как правило, взрослые впадают в истерику, совершают ошибки, делают хуже.
Решением является обсуждение, что и как произошло. Что повлияло на этот выбор? Что будет, если такое поведение продолжать? Где можно оказаться в результате?
Детям хоть и интересно осваивать мир во всех направлениях, но они обладают достаточным уровнем когнитивных способностей, чтобы один на один принять сознательное решение о том, как они хотят строить свое будущее, они далеко не глупы. Наилучшим выходом из ситуации будет спокойная договоренность о том, что нужно максимально быстро возвратиться в школьный мир, к привычному жизненному ритму.
Разветвленная цепь мотивов, это не только обучение. Это общение с друзьями и учителями, это целая жизнь, которую не заменишь никаким дистанционным обучением. Это целый спектр личных качеств, которые при правильном подходе со временем трансформируются в актуальные в 21 веке метакомпетенции: гибкость и адаптивность, эмпатия, эмоциональный интеллект, управление концентрацией и вниманием, настрой на развитие, способность рефлексировать, креативные способности, предпринимательское мышление и пр. Все это можно последовательно развивать в своем ребенке. А главный инструмент, который поможет сохранять устойчивый интерес и взращивать внутреннюю мотивацию развиваться и быть успешным школьником – это осознание своих собственных изменений в результате этой деятельности, когда взрослые воспринимают тебя не как неудачника, которому ничего не интересно, а открывают возможности для развития и подкрепляют любые усилия. У таких детей изначальна встроена мотивация на достижения, они четко осознают свои способности и действуют в зоне своих возможностей.
При грамотном подходе родители как бы налаживают продуктивные отношения со школьным миром. Детям там должно быть хорошо, даже отлично. Проблемы обсуждаться, решаются, проделанный путь заносится в незримую копилку собственного положительного опыта. Другими словами, вместо бесконечных нервных баталий вокруг экранного времени семья сосредотачивается на другом: на постепенном удачном освоении роли «Я успешный школьник». Естественно, в голове у каждого ребенка карусель из хаотичных чувств, эмоций, каждый день он сталкивается с новыми ситуациями, которые записываются во внутренней памяти. Работа семьи: последовательно наводить порядок, систематизировать процесс обучения, чтобы школьник получал заряд положительных эмоций, тогда совершать усилия будет интересно, даже увлекательно.
В этот момент вы встраиваете очень серьезный личностный механизм – внутренний интерес. Не потому, что накажут или наоборот, что-то купят. Если мы получаем какой-то значимый результат, нам хочется пробовать снова. Смысл и цели начинают группироваться вокруг этой деятельности.
Когда в школьном мире ребенок чувствует себя комфортно, у него не возникает желания прятаться от жизни. Одновременно детям очень сложно перестраиваться, особенно после каникул. Главное, возвращать внимание на цепь успехов, личных побед. Эти эмоции будут помогать справляться с нежеланием, апатией. Такая эмоциональная кнопка, чувство собственной значимости помогают легко переключаться с цифрового мира на реальные дела. Необходимо формировать эти когнитивные модели, так как с 7-ми лет у ребенка появляется логика чувств. Чувства обретают новый смысл, выстраиваются в иерархию, становится возможна борьба переживаний. От того, насколько семья способна со своим ребенком именно на этом уровне взаимодействовать, будет зависеть уровень саморегуляции личности в целом.
Часто основной упор делается на интеллектуальном развитии. А психические функции, например, волевой ресурс или мышление – очень слабые. Решение нашли отечественные ученые-педагоги, которые разработали школьные программы по развивающему обучению.
Одна из них – дидактическая система Л.В. Занкова, по которой дети учатся в современных школах. Подобные тезисы описаны и в системе развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Данные программы нацелены не только на обучение, но и способствуют общему психическому развитию школьников. Механизмы, которые практически полностью блокируются при авторитаризме и гиперконтроле.
Нужно, чтобы ребенок не просто из-под палки делал ненавистные уроки и учился, потому что в противном случае гаджет заберут, а давать возможность интенсивно самостоятельно действовать, решать за себя, пробовать. И запускается внутренние шестеренки по принципу – чем больше я справляюсь, тем лучше осознаю, на что способен.
Л.В. Занков сформулировал это в умении мыслить, наблюдать, действовать практически. В программе Эльконина-Давыдова заложен процесс формирования теоретического мышления. Чем больше дети с помощью взрослых видят свой прогресс, тем больше верят в себя.
Прививать интерес к обучению, собственному росту возможно, для этого целью являются даже не оценки, они скорее будут следствием. Главный вызов, который нас с детьми объединяет – это «учить учиться». Двигаться, строить отношения со школьным миром, последовательно, без надрыва, находить свое комфортное место в нем. Именно эти усилия являются главным предметом договоренности по экранному времени. Рубинштейн формулирует это, как единство сознания и деятельности. Никто ничего не отбирает, у тебя свое расписание, главное, делать возможное в роли «Я успешный школьник».
Со временем сын или дочь привыкнут не к тому, что приходится скрываться, прятаться или убегать, а планировать и думать самостоятельно, решать за себя и отвечать за те решения, которые оказались ошибочными.