Строили мы строили, и, наконец, построили. Это я об отзыве на книгу «Правда о деле Гарри Квеберта» швейцарца Жоэля Диккера. Уже хотела бросить, чесслово, но решила довести начатое до конца. Мои попытки написать отзыв – это аналогия на попытки автора завершить свою книгу. Да, есть ощущение что Диккер сам не знал, как закончится его история, поэтому в конце каждой главы он говорил, что убийца не садовник. А кто же тогда? Ну в следующей главе он уж точно найдёт ответ. Спойлер: нет.
Хотелось бы кратко описать сюжет, но не выходит. Чёртов Диккер! Ну, короче. Вот один крутой old писатель, на одном романе сделал себе имя. Вот второй писатель, молодой, который, да-да! тоже сделал себе имя на одном романе, но сейчас у него кризис, а злой издатель требует новый бестселлер. Вдруг первого арестовывают и вешают на него обвинение в убийстве девушки, произошедшее более 30 лет назад. И молодой начинает своё расследование, попутно собирая материал для нового хита.
«Твин Пикс» в деле Квеберта
Имена героинь: Нола-Лора, преобладание красного цвета, место убийства. Как и в сериале, героиня Диккера была сущим ангелом, которого все любили. Попытка прикрутить мистицизм. Дело происходит в маленьком городе, ранее не ведавшем об убийствах, тут все друг друга знают всю жизнь.
«Лолита» Набокова в деле Квеберта
Тут понятно, о чём идёт речь.
На самом деле, почитать можно. Местами интересно. Слог простой, много диалогов, поэтому читается быстро. Я не знаю, почему автор решил сделать ставку на длину (ха-ха), в произведении некоторые фрагменты повторяются дословно.
Кроме детективной линии автор поднимает проблему всех писателей – страх чистого листа. А также он рассуждает на тему борьбы с эго.
Дело не обошлось и без экранизации. Всю правду о Гарри можно посмотреть в 10 сериях одноимённого мини-сериала. И, кстати, алгоритмы «Кинопоиска» подтверждают мои слова по поводу схожести с «Твин Пикс». Ещё приложила парочку коротких скринов-отзывов о сериале.
Когда я посмотрела на весь ворох собранных цитат, то поняла, что большинство из них не о главном сюжете – расследовании, а о второй линии – писательском ремесле. Забавно, что именно в момент чтения книги я работала над одним произведением, которое я надеюсь завершить.
«Ему казалось, что он медленно тонет, он чувствовал, что подхватил самую страшную чуму, какая только может поразить людей его сорта, – страх чистого листа».
А вот, кстати, автор даёт нам ответ:
«Если бы каждый писатель должен был писать только о самом себе, литература была бы страшно убогой и утратила бы весь свой смысл. Мы вправе писать обо всем, Маркус, обо всем, что нас волнует. И никто не может судить нас за это. Мы писатели, потому что умеем делать по-другому то, что умеют делать все вокруг – писать. В этом вся хитрость».
Собственно, этим он и занимался в своей книге – писал обо всём.
И ещё немного цитат:
– Я проезжал мимо вашего бывшего прихода, – сказал я. – Он превратился в «Макдоналдс».
– Весь мир постепенно превращается в «Макдоналдс», мистер Гольдман.
Мы постепенно прощаемся, Маркус. Это как если бы вы знали, что я скоро умру и у вас осталось несколько недель, чтобы с этим смириться. Это рак дружбы.
Я собираю тележки, Маркус. Хожу по парковке, ловлю брошенные, одинокие тележки, забираю их с собой, утешаю и ставлю к их приятельницам на тележную стоянку, для следующих покупателей. Тележки никогда не бывают одиноки. Ну или совсем недолго. Потому что во всех супермаркетах мира есть какой-нибудь Эрни, который приходит за ними и возвращает их в семью. Но кто потом придет за самим Эрни и вернет его в семью, а? Почему для тележек в супермаркете делают больше, чем для людей?
Когда писатели говорят, что никогда не описывают реальных людей, они лгут, но они правы: это позволяет им избежать больших неприятностей.
Писатели, Маркус, потому такие уязвимые, что способны испытывать два вида любовных страданий, то есть вдвое больше, чем все нормальные люди: горести любви и горести книги. Писать книгу – все равно что кого-нибудь любить: это может быть очень мучительно.