Найти в Дзене
MILITAN

12 бомбардировочных фактов о знаменитом рейде Дулиттла на Японию

Оглавление

Шестнадцать двухмоторных бомбардировщиков North American B-25 Mitchell взлетели с американского авианосца USS Hornet в сторону Токио, где поразили ряд целей прямо средь бела дня. Экипажи, набранные из состава 80-й бомбардировочной группы, пролетели более 950 километров всего в нескольких метрах над водой. Оказавшись в глубине страны, они направились в Токио, Йокогаму, Кобе и Нагою, где сбросили 16 тонн бомб на различные промышленные и военные объекты, а потом пролетели еще 1600 километров до суши.

Несмотря на то что нанесенный ущерб был незначительным, рейд помог американской общественности опомниться после "пощечины" в Перл-Харборе, а японцам - осознать, что развязанная ими война пришла и в их дом. Принимавшие участие в вылете летчики стали национальными героями, а их подвиг буквально стал "золотой жилой" военного министерства, поскольку продажи военных облигаций резко возросли.

Взбешенные рейдом японцы отыгрались на . . . китайцах, которых обвинили в содействии американцам, зачастую по надуманным причинам. После этих событий Токио надеялся свести счеты с США, пытаясь окончательно разгромить американский авианосный флот и захватив для этой цели Мидуэй. Однако это решение спровоцировало одно из самых переломных морских сражений на Тихом океане и в конечном итоге склонило чашу весов в пользу союзников.

12 фактов о рейде Дулиттла на Японию
12 фактов о рейде Дулиттла на Японию

1. Рейд провели всего через 132 дня после нападения на Перл-Харбор.

Через две недели после атаки на американский флот на Гавайях, который президент Рузвельт назвал "днем позора", Белый дом приказал нанести ответный удар. Для демонстрации возможностей атаковать надо саму Японию. Поскольку расстояние до острова было не маленькое, было непонятно, как выполнить директиву Рузвельта. В январе 1942 года, после осмотра новейшего авианосца "Хорнет" капитан ВМС Фрэнсис Лоу подготовил план, предложив подвести авианосец с бомбардировщиками как можно ближе к японским островам. На первый взгляд идея казалось дикой, но начальству она понравилась.

2. Ранее такого не делали.

План предусматривал, что небольшая оперативная группа, сформированная вокруг авианосца, должна будет тайно пересечь океан и приблизиться на расстояние около 950 километров к японскому побережью. Оказавшись на месте, бомбардировщики, вооруженные четырьмя 500-фунтовыми бомбами каждый, взлетали и направлялись на задание. Доставив смертоносный груз, самолеты направились к заранее обозначенным взлетно-посадочным полосам в Китае, поскольку сесть на авианосец они не могли. После приземления экипажи должны были тайно вывезти из страны. На словах просто, но как исполнить?

3. Дулиттл.

Командование рейдом было поручено 45-летнему Джеймсу Дулиттлу, летчику-ветерану армии США, который сделал себе имя в 1922 году за штурвалом бомбардировщика De Havilland, преодолев на нем 3200 километров за 21 час 19 минут. Дулиттл имел докторскую степень по аэронавтике в Массачусетском технологическом институте, а так же являлся пионером так называемых "слепых полетов" за что он был удостоен "Трофея Хармона". Членов 24-х экипажей набирали из числа добровольцев, которые понятия не имели, что их ждет, кроме обещанного опасного задания. Список целей они получат, только погрузившись на авианосец непосредственно перед заданием.

4. Выбор самолета.

Планировщики операции изначально рассматривали возможность использования целого ряда средних бомбардировщиков, и первым из них был Douglas B-23 Dragon. Этот самолет имел большую дальность полета, но размах крыльев в 28 метров был слишком велик для тесной палубы авианосца. Другим вариантом был меньший по размеру Martin B-26, но возникли технические сложности с его модернизацией для взлета с короткой палубы. Рассматривали и B-18 Bolo, но он "был слишком стар для этого ....". В конечном итоге, несмотря на ограниченную дальность полета и меньшую полезную нагрузку, было решено, что B-25 достаточно маленький и маневренный для взлета с авианосца.

Подполковник Джеймс Гарольд Дулиттл у бомбардировщика North American B-25 Mitchell. Самолет совершил жесткую посадку на территории Китая, после проведения так называемого Рейда Дулиттла на Японию. Фотография сделана 18 апреля 1942 года, одним из членов экипажа. 16 бомбардировщиков North American B-25 Mitchell, которыми командовал подполковник Джеймс Дулиттл, 18 апреля 1942 года взлетели с…
MILITAN4 июля 2022

5. Модификация самолетов

Чтобы пролететь 3000 с лишним километров, с бомбардировщиков пришлось сбросить сотни килограммов лишнего оборудования, броню и часть оборонительного вооружения. Была снята даже гордость американской бомбардировочной авиации - сверхсекретный бомбовый прицел Norden. Вместо него установили импровизированный прицел изобретенный капитаном К. Россом Гринингом, состоявший из двух кусков алюминия. Изделие стоимостью 20 центов получило название прицел "Марк Твен". На двух самолетах были установлены кинокамеры для фиксации результатов бомбардировки.

Чтобы увеличить дальность полета, в отсеках экипажа были установлены складные неопреновые топливные баки на 650 литров. В бомбовом отсеке нижней части башни орудийной башни так же поставили дополнительные баки. Эти модификации помогли увеличить запас топлива с 2445 до 4319 литров. После подготовки машин начались тренировки взлетов со 142-метровой взлетно-посадочной полосы в "Уайт-кастл". И именно такую длину имела взлетная палуба авианосца "Хорнет".

6. Возьмем с собой все, что есть.

1 апреля 1942 года 16 бомбардировщиков B-25 погрузили на борт "Хорнет" в порту военно-морской базы Аламеда в заливе Сан-Франциско. Несмотря на то, что авианосец был перегружен громоздкими бомбардировщиками, он вышел в море с полным комплектом истребителей. В ВМФ беспокоились, что группе, возможно, на обратном пути придется пробиваться с боем, и для этого потребуются самолеты. Поскольку до цели нужно было идти 16 дней, к "Хорнету" присоединилась группа из крейсеров, эсминцев и авианосца "Энтерпрайз".

7. Чуть не провалили.

18 апреля на рассвете группа находилась примерно в 1100 километрах от японского побережья. Внезапно на горизонте появился вражеский патрульный катер, который не мог их не заметить. Именно тогда было принято судьбоносное решение начать операцию немедленно, несмотря на то, что они находились еще в 10 часах хода и более чем 160 километрах от запланированной точки взлета. Никто понятия не имел, хватит ли топлива, чтобы добраться потом до Китая.

Примерно в 8:20 утра по местному времени B-25 рейда Дулиттла начали отрываться от взлетной палубы авианосца "Хорнет". Потребовался почти час, чтобы все они оказались в воздухе. Всем самолетам удалось взлететь, и в 9:30 утра они уже мчались к своим целям.

8. Сопротивления не было.

Несмотря на вероятное обнаружение американских кораблей патрульным катером, сопротивления практически не было. В основном батареи молчали. Только один B-25 был не значительно поврежден огнем с земли. Всего три японских истребителя ПВО атаковали бомбардировщики, но все они были сбиты.

9. Дулиттл был разочарован.

14 из 16 экипажей бомбардировщиков совершили аварийную посадку в оккупированном Японией Китае. Один из самолетов не долетел до материка и был вынужден сесть в море. Двое членов экипажа утонули. Летчик другого самолета погиб, спускаясь на парашюте. Только один бомбардировщик благополучно приземлился, правда, во Владивостоке. Его экипаж вернется в США, но только через год, пройдя путь от Дальнего Востока до Ирана. Сам Дулиттл тоже попал впросак. Прославленный командир приземлился в кучу коровьего навоза. Потеряв все свои самолеты, при этом нанеся врагу лишь незначительный ущерб. Дулиттл посчитал, что командование отдаст его под трибунал.

10. Расплата за дерзость.

Восемь авиаторов рейда Дулиттла попали в плен. Все они были осуждены за военные преступления и приговорены к смертной казни. Позже пятерым из них приговор смягчат, но трое все таки будут расстреляны через шесть месяцев после пленения. Еще один умрет в плену. Оставшиеся проведут в плену всю войну и будут освобождены в 1945 году.

Наказанию за рей подвергли не только пленных американцев. Японское командование обрушило большую часть своего гнева на китайских мирных жителей, которых подозревали в пособничестве американцам. По разным оценкам, около 10 000 китайцев были убиты в рамках карательной кампании, которая продолжалась на протяжении всего 1942 года.

11. Последствия.

Хотя рейд Дулиттла и был в значительной степени символической атакой, он вызвал череду событий, которые в конечном итоге привели к поражению японской империи. Опасаясь более тяжелых бомбардировок, Токио предпринял действия по захвату отдаленных островов, с которых американские самолеты могли бы в теории наносить удары. Одним из таких стал остров Мидуэй, на котором располагалась американская военная база.

Через нескольких недель после рейда группа из четырех японских авианосцев направлялась к атоллу размером с почтовую марку. Согласно плана, предполагалось захватить острова и вынудить ослабленный американский флот вступить в решающую схватку. Однако американцам удалось перехватить шифрограмму, а благодаря перехваченной информации обнаружить и устроить засаду японской армаде. В трехдневной битве за Мидуэй американские пикирующие бомбардировщики уничтожили четыре авианосца, нанеся непоправимый урон имперскому флоту.

12. История стала национальной легендой

Рейд на Японию стал одной из самых ярких американских побед Второй мировой войны. Сам Дулиттл получил Медаль Почета и был произведен в генералы. 79 летчиков были награждены крестами "За выдающиеся летные заслуги". Эта история легла в основу нескольких книг и фильмов, включая оскароносную военную драму "Тридцать секунд над Токио ". Авианосец USS Shangri-La, введенный в эксплуатацию в последний год войны, был назван в честь знаменитой фразы Рузвельта, которую он произнес в ответ на вопрос журналиста о том, откуда взлетел Дулиттл:

"Они прилетели из Шангри-Ла!"
Восстановленный B-25 Mitchell взлетает с палубы авианосца USS Ranger в 1992 году в рамках празднования 50-й годовщины рейда Дулиттла.
Восстановленный B-25 Mitchell взлетает с палубы авианосца USS Ranger в 1992 году в рамках празднования 50-й годовщины рейда Дулиттла.

61 летчик, принимавшие участие в рейде, которым удалось пережить войну до 2013 года, ежегодно собирались, чтобы почтить память погибших товарищей. Последний из них - Ричард Э. Коул, второй пилот на самолете Дулиттла, умер в 2019 году в возрасте 101 года. Разрабатываемый для ВВС США бомбардировщик-невидимка B-21 будет называться “Рейдер” в честь знаменитых рейдеров Дулиттла.

-3