Найти в Дзене
MILITAN

Фуджита, ты будешь бомбить американский материк

Оглавление

Нобуа Фуджита родился в 1911 году на ферме в центральной Японии. В 1931 году он был призван на службу в Императорский военно-морской флот Японии. После прохождения учебного лагеря (как курс молодого бойца) поступил в военно-морское авиационное училище в Касумигаура.

В середине 1930-х годов он занимался испытанием экспериментальных гидросамолетов для нужд вооруженных сил. В 1937 году он отправляется в Китай, где его задачей становятся спасательные операции вдоль реки Янцзы. В Китае он проведет следующие 6 месяцев.

Нобуа Фуджита на фоне своего гидросамолета Yokosuka E14Y “Type 0”
Нобуа Фуджита на фоне своего гидросамолета Yokosuka E14Y “Type 0”

Вернувшись в Японию он продолжил службу в качестве инструктора в подразделении подводной авиации Императорского флота Японии. Тогда отец передал ему семейный многовековой меч с которым Фуджита не расставался на протяжении всей войны.

В 1941 году Фуджита начинает службу на разведывательной подводной лодке I-25, которая была одной из 29 лодок типа “В” и предназначалась для перевозки небольшого разведывательного гидросамолета. Идея такого тандема заключалась в увеличении дальности полета самолета. Япония была единственной крупной державой, которая использовала подобный вид подводных лодок во Второй мировой войне.

Разведывательный гидросамолет Фуджиты, это - Yokosuka E14Y “Type 0”. Двухместный моноплан развивал максимальную скорость 240 км/час, мог пролететь 880 км. и имел бомбовую нагрузку 150 кг. Перевозился гидросамолет внутри обтекаемого стального отсека, который устанавливался прямо перед боевой рубкой подлодки. Семь человек могли собрать гидросамолет E14Y за 15 минут. Запуск осуществлялся при помощи катапульты работающей на сжатом воздухе.

21 ноября 1941 года субмарина I-25 покидает военно-морской порт в городе Йокосука и присоединяется к другим 27 подводным лодкам, которые направляются на Гавайи для поддержки нападения на Перл-Харбор.

7 декабря 1941 года конвой японских подводных лодок прибыл к Гавайским островам. Его задачей было встреча американских кораблей, которые попытаются вырваться из бухты Перл-Харбор. Однако вместо разведывательных полетов Фуджита дежурил в диспетчерской, что он считал пустой тратой своих ценных летных навыков.

Более многообещающее задание появилось у него неделю спустя, когда группе из девяти подводных лодок поручили отправиться к Западному побережью США. Им было приказано занять позиции в стратегически важных местах от Сиэтла до Сан-Диего и искать подходящие цели для атаки.

Именно во время этого океанского перехода Фуджита подумал, что можно было бы использовать гидросамолеты для атаки грузовых судов союзников и береговые объекты в США. Он поделился своими мыслями с командиром, который посоветовал ему отправить свою идею Верховному командованию.

“Я рассмеялся. Ну кто станет слушать простого деревенского мальчишку?", - вспоминал Фуджита.

Он все равно написал доклад, а офицер отправил его в командование Императорского флота. Ну а пока Фуджита продолжил выполнять свои прямые обязанности. 18 декабря субмарина I-25 достигла контрольной точки в устье реки Колумбия. Японцы решили нанести удар по гражданским объектам на побережье, но им поступила информация о американских военных кораблях проходящих Панамский канал. Они отправились на их перехват, но японская разведка ошиблась ни каких кораблей не было.

Вскоре, для пополнения запасов и топлива, группа подводных лодок отправилась на атолл Кваджалейн, на Маршалловых островах. После остановки и дозаправки группа отправляется на разведку Австралийских и Новозеландских гаваней в поисках кораблей союзников. Фуджита выполнил несколько разведывательных полетов над территорией Австралии, Новой Зеландии, Тасмании и Фиджи.

18 апреля 1942 года I-25 в составе других военных кораблей направлялась в Японию, их ожидал плановый ремонт в сухом доке. Внезапно появились американские бомбардировщики полковника Дулиттла. Подводная лодка на поверхности была для них легкой целью. Многие корабли из конвой получили тяжелые повреждения, но по счастливому стечению обстоятельств I-25 не пострадала.

В мае 1942 года подводная лодка I-25 отправляется на патрулирование военных объектов на американской базе Датч-Харбор на Аляске. Самолет Фуджиты уже подготовили к запуску, но из-за неисправного клапана катапульты полет был отменен. В этот момент наблюдатели увидели идущий параллельным курсом американский крейсер. Так как самолет еще находился на палубе, субмарина не могла начать погружение. Капитан приказал команде приготовился к бою, но американский корабль отвернул, не заметив подводную лодку с самолетом на палубе.

Позже неисправность устранили и на следующее утро Фуджита смог совершить разведывательный полет, после чего I-25 направилась на юго-восток к побережью Орегона.

21 июня подводная лодка снова была в устье реки Колумбия, на этот раз с приказом обстрелять базу подводных лодок в Астории. И вновь японская разведка ошиблась, такой базы просто не существовало.

Видимо от злости, командир I-25, капитан 2 ранга А. Тагами, все равно приказал обстрелять побережье, было выпущено 17 140-мм снарядов. Большая их часть упала на территории Форт-Стивенса, не причинив ни какого вреда. Местный житель Арчи Рейкола рассказал обозревателю газеты "La Grande":

“Нападение закончился до того, как мы испугались”.

В середине июля 1942 года Нобуо вернулся в Японию. Он очень хотел встретиться с семьей и уже получил долгожданный отпуск, но внезапно был вызван в штаб ВМС.

"Сначала я подумал, что меня вызвали на ковер за какое-нибудь нарушение и очень нервничал". - вспоминал Фуджита.

Войдя в кабинет начальника штаба, он был ошеломлен. Кроме офицеров штаба, его встречал принц Такамацу Нобухито (младший брат императора Хирохито). Офицер Юра, начал совещание:

“ - Фуджита, ты будешь бомбить американский материк”.

Нобуа был шокирован и не мог поверить происходящему, его план и его мечта сбывается прямо здесь и сейчас:

“Я потерял дар речи. В голове я перебирал американские города - Сиэтл, Портленд, Сан-Франциско, возможно я смогу атаковать авианосец. Все это казалось для меня сном”.- вспоминал он позже.

Присутствующий на совещании бывший вице-консул в Сиэтле и эксперт по Соединенным Штатам Иссак Окамото, указал на карту Орегона и сказал:

“Вы будете бомбить эти леса”.

Фуджита сильно удивился и даже расстроился. Тогда он подумал:

“Любой курсант мог бы разбомбить лес! Почему я им понадобился?”

Отметив тревогу летчика, Окамото объяснил ему причину, по которой эта миссия была очень важной:

“Как только в глухом лесу начинается пожар, его будет очень трудно остановить. Иногда сгорают целые города".

* Он имел в виду пожар в сентябре 1936 года, который уничтожил 1150 кв.км. орегонского леса и прибрежный город Бандон.

В идеале этот план должен был заставить американское командование перенаправить к западному побережью США часть боевых кораблей сосредоточенных на Соломоновых островах.

Продолжение истории о японском летчике Нобуа Фуджита во второй части - Я разбомбил США, но не получил ни повышения, ни премии, ни славы

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Спасибо за внимание и до новых встреч!