Найти тему
Нижегородская правда

«Сотворившая чудо»: в нижегородском ТЮЗе рассказали историю о слепоглухой девочке

Оглавление
   Чтобы все на сцене выглядело достоверно, молодые актрисы несколько месяцев учили дактильный язык Ольга Севрюгина
Чтобы все на сцене выглядело достоверно, молодые актрисы несколько месяцев учили дактильный язык Ольга Севрюгина

История о слепоглухой девочке Элен Келлер и её учительнице Энн Салливан, рассказанная Уильямом Гибсоном, не раз становилась основой для фильмов и спектаклей. Ставили её и в Нижнем Новгороде. Многим она кажется невероятной и нереальной, но в ней нет ни капли лжи. Эллен Келлер лишилась слуха и зрения в раннем детстве после болезни. Неуправляемая девочка благодаря терпению и таланту своей молодой наставницы не только научилась читать, писать и говорить, но и сама стала общественным деятелем и писательницей, чьим талантом восхищался сам Марк Твен!

Маленький мир

В спектакле, поставленном художественным руководителем ТЮЗа, режиссёром Алексеем Логачёвым, самое начало этой невероятной истории. И, наверное, никогда ещё она не была показана столь жёстко, реалистично и поэтому очень сильно.

Спектакль с первой минуты поражает своим масштабом. Великолепные декорации сразу переносят зрителя в мир богатой усадьбы. Чувство стиля художника спектакля Марии Утробиной позволило ей показать большое в малом. Здесь нет масштабных перестановок, но всего достаточно, чтобы показать неспешный, но полный драматизма жизненный уклад героев пьесы. Есть даже фонтан, который, как знаменитое чеховское ружьё на сцене, выстреливает и попадает в самое сердце зрителя.

Теперь спектакль «Сотворившая чудо» стал доступен для незрячих зрителей – для них его снабдили тифлокомментарием.

Мир других

А сердце это будет разрываться от чувств и эмоций. Особенно у тех зрителей, кто в своей жизни столкнулся с воспитанием «особенных» детей. В героях спектакля они наверняка узнают себя. Этой историей автор, а за ним и режиссёр, объясняют, что агрессия и плохое поведение детей возникают из-за невозможности передать свои чувства и желания. Спектакль трогает до слёз и помогает понять, что жалость и любовь иногда мешают воспитанию, а забота, строгость и последовательность дают возможность произойти чуду. Осознав это, родители или педагоги могут раскрыть ребёнка. Любого ребёнка. Но часто для этого нужно полностью поменять своё мировоззрение.

Исполнительницы двух главных ролей – Элен (Анна Бледникова) и Энн (Анна Сильчук) сделали практически невозможное. Весь спектакли они именно живут жизнью своих героинь на невероятном эмоциональном и физическом максимуме. Иногда их физическое взаимодействие с рукоприкладством и тасканием за волосы просто пугает, и этот натурализм то ранит, то врачует души зрителей, для многих из которых спектакль стал откровением.

Стал он откровением и для актёров. Они не только выучили жестовый язык, но и много часов провели с директором межрегиональной благотворительной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих» Юлией Кремневой, её невидящим и неслышащим сыном Петей и его няней Екатериной, которые вместе с сотрудниками школы для слепоглухонемых помогли режиссёру и актёрам создать правдивый спектакль.

   Премьера спектакля «Сотворившая чудо» в ТЮЗе Ольга Севрюгина
Премьера спектакля «Сотворившая чудо» в ТЮЗе Ольга Севрюгина

Фото: Александр Воложанин

Фотобанк

Одна против всех

Анна Сильчук показала свою героиню решительной и бескомпромиссной и в то же время очень ранимой и нежной. Выпускница школы для слепых, потерявшая свою семью, вернувшая себе часть зрения, готова на всё, чтобы доказать себе и миру, что она сможет то, что не удавалось никому. Она противостоит семье Келлеров, которые хоть и пригласили её стать гувернанткой, но не верят, что юная учительница добьётся хоть каких-то результатов.

Келлеры вовсе не монстры, напротив, они – любящие родители, которые отчаянно хватаются за любой шанс помочь дочери, но потеряли веру. И те несколько дней, что они дают юной учительнице на эксперимент, для них важны не меньше, чем для неё.

Самой сложной в спектакле стала роль Элен. Невероятное погружение актрисы в образ её безмолвной героини, потрясает до глубины души. Каждый шаг, каждый её жест выверен и правдив. То она затравленный зверёк, не находящий выхода, то изящная, словно фарфоровая кукла, девочка в локонах и оборках. Эти переходы настолько естественно сыграны, что забываешь, что ты в театре. И испытываешь невероятное чувство, когда слышишь единственное за весь спектакль слово её героини. Слово, за которым и страдание, и преодоление, и победа. И, конечно же, чудо.

12+

Ещё новости по теме

Новый спектакль-променад «17 скетчей о городе» пройдет в историческом центре Нижнего Новгорода

Два нижегородских театра получили гранты на организацию тифлокомментирования

Дети с расстройством аутистического спектра сыграли в спектакле