Всякий раз, когда историк или кто-то ещё говорит об охоте на ведьм или процессах над ведьмами, этот человек утверждает, что "почти все те, кто был убит Церковью за то, что они были ведьмами или колдунами, были невиновны". Почти все… почему бы не сказать "все"?
Охота на ведьм, как нам сегодня известно, в большинстве случаев использовалась влиятельными людьми в качестве способа избавиться от неугодных людей.
Ведь в те времена было достаточно обвинения двух людей (их можно подкупить), чтобы начать процесс над "ведьмой", который почти всегда заканчивался казнью человека. Так почему бы нам не сказать, что все они были невиновны? Или в глубине души даже историки верят в то, что колдовство существовало и продолжает существовать по сей день?..
Магия...
Некоторые скажут - да, магия более чем реальна, и объяснят ею проклятия, предсказания и другие подобные вещи. Другие настроены к ней более скептически, но, тем не менее, допускают существование чего-то неведомого и таинственного, окружающего нашу жизнь.
Что касается меня, то я отношу себя ко второй группе. Из всех историй о ведьмах и колдунах, описанных мною на канале (14-летняя ведьма из Лигурии; женщина, ставшая "жертвой зверя 666"; первая ведьма Европы Петронилла Де Мит или странная история явления Дьявола в монастыре Лудёна), у меня сложилось мнение, что все "ведьмы" были казнены по ошибке или по неведению.
Но случай, о котором я собираюсь рассказать в этот раз, не так прост. Конечно, нельзя забывать о том факте, что описываемые события произошли более 350 лет назад, из-за чего история вполне может быть видоизменена, искажена или искусно скорректирована в угоду читателю. Но, судя по изученным мною источникам, она весьма правдива.
Лихорадка в Югале
А теперь к самим событиям. Согласно историческим архивам, эта история началась в конце 1660 года, когда в Югале, портовом городе ирландского графства Корк, вспыхнула загадочная лихорадка, поразившая почти половину жителей.
В и без того непростой период - после окончания войн Трёх Королевств (Ирландии, Шотландии и Англии), ознаменовавшего приход к власти единого короля, Карла II, такая эпидемия выглядела весьма пугающе и потому вызвала всеобщий страх и массовую истерию.
В рождественское утро того года, когда эпидемия продолжала набирать обороты, к двери дома Джона Пайна, одного из самых богатых бизнесменов города, подошла бедная старушка, собираясь попросить хлеба. Её звали Флоренс Ньютон и, в отличие от Пайна, дела у неё шли плохо, причём давно. Последние 20 лет она была бездомной.
Поцелуй
Дверь дома открыла Мэри Лонгдон, служанка Пайна, довольно грубая и бесцеремонная женщина, которая не любила попрошаек и потому выгнала Флоренс, а сама вернулась к работе.
На следующий день, 26 декабря 1660 года, Мэри отправилась к колодцу, чтобы постирать одежду своего работодателя. Там она снова встретила Флоренс, которая, как обычно, просила еду на улице.
Пока горничная стирала белье, Флоренс подошла к ней и, совершенно неожиданно, поцеловала в щёку. После чего старушка со странной улыбкой на устах сказала, что давно не ела, но зла на неё не держит... Добавив в конце слова о желании стать друзьями.
Ночные гости
И снова Мэри, видя, что другие прачки смотрят на Флоренс с нескрываемой брезгливостью, прогнала старушку. Ньютон сердито посмотрела на Лонгдон и ушла, бормоча непонятные слова.
На этом всё бы и закончилось, если бы не тот странный поцелуй, который начал оказывать на Мэри странное воздействие. Проснувшись следующим утром, она почувствовала, будто её щека горит в том месте, куда ее поцеловала старушка.
Однако, когда Мэри открыла глаза, то пришла в ещё большее замешательство. Ведь рядом с её кроватью стоял старик в кроваво-красном плаще и женщина, одетая в белую вуаль (она смутно походила на Флоренс Ньютон).
Самым ужасным было то, что Лонгдон не могла ни двигаться, ни говорить - словно её парализовало. Тем временем старик в красном, улыбаясь, сказал ей, что, если она "последует его совету", он даст ей всё, что она захочет. Мэри отказалась, сказав, что верует в Бога, после чего две фигуры исчезли в воздухе, и женщина вновь смогла двигаться.
Кошмар наяву
Странное начало, не так ли? Хотя нельзя забывать, что мы говорим о женщине, которая невзлюбила уличную бродяжку. Наверняка ей было неприятно, когда бездомная прилюдно поцеловала её в щёку, поэтому она могла выдумать всю эту историю.
Другая версия событий говорит о том, что на этой почве у неё могло возникнуть какое-нибудь нервное расстройство, а случившееся ночью могло быть сонным параличом или вообще приснившимся кошмаром. Но дело в том, что на этом история не заканчивается.
Если верить сохранившимся документам, то на суде, который позднее рассматривал это дело, было заслушано не менее 20 свидетелей. И это были не только друзья Мэри Лонгдон, но также многие другие горожане. Все они рассказывали о том, что с тех пор с "жертвой поцелуя" стали происходить необъяснимые явления.
"Чертовщина"
Первый случай произошел утром того же дня, 27 декабря, когда Мэри увидела старика и женщину. Стоило Лонгдон встать с постели, как ей стало плохо. Вызванный врач нашёл женщину в плачевном состоянии. Он не мог понять причину её недомогания, а когда она внезапно начала плеваться клочками шерсти и соломы, то вообще пришёл в ужас.
В суде врач рассказал и о том, что при осмотре Мэри он увидел у неё на щеке багровое пятно, походившее на укус змеи. Оно находилось как раз там, куда её поцеловала Флоренс.
К вечеру Лонгдон без какого-либо лечения стало лучше, и следующим утром она проснулась относительно здоровой. Однако, когда 28 декабря она пошла к колодцу и начала стирать там одежду, то на неё с неба упало несколько камней. Свидетелями этой сцены стали 4 другие прачки, тоже позднее давшие показания в суде.
Укрытие
Необъяснимые явления преследовали Мэри ещё три месяца. Свидетели говорили, что от Лонгдон будто "исходила незримая сила", иногда предметы рядом с ней начинали левитировать или за ней по пятам следовала призрачная фигура в красном плаще.
Всё эту "чертовщину" жители города, конечно, списывали на Флоренс. Та, услышав, что её имя всё чаще связывают с "проделками Дьявола", решила укрыться на окраине города в старом заброшенном доме рядом с лесом, откуда она могла легко убежать в случае опасности.
К началу марта 1661 года никто из жителей Югала уже не сомневался, что во всех странных событиях, творящихся вокруг Мэри Лонгдон, виновата ведьма, коей являлась Флоренс. Группа инициативных горожан решила, что Ньютон нужно схватить и предать суду.
Шабаш
Пока люди искали бездомную старуху в лесах и переулках города, с Мэри продолжали происходить непонятные вещи. В одном из свидетельств говорится, что 13 марта 1661 года Мэри была замечена левитирующей под потолком своей комнаты. Священник дал указание приковать её к кровати цепями и провёл "обряд очищения", после которого ей стало немного лучше.
24 марта 1661 года Флоренс, наконец, была поймана. Лорд Майр, мэр Югала, приказал заключить Ньютон в тюрьму. Интересно, что помимо Ньютон в колдовстве были обвинены ещё две местные женщины, Гуди Халфпенни и Гуди Дод.
Из-за этого со скоростью пожара по всему графству распостранились слухи о шабашах, которые эти "прислужницы Дьявола" проводили в лесу. Главной ведьмой или "заклинательницей" все считали Флоренс Ньютон.
Суд
"Дело о ведьмах Югала" стало настолько известным в Ирландии, что председательствовал на нём генеральный прокурор Англии, сэр Уильям Эштон, который ещё до допроса обвиняемых выслушал десятки версий граждан, ставших свидетелями страданий Мэри Лонгдон.
Когда началось рассмотрение дела, перед зданием суда собралась огромная толпа людей, каждый из которых мог рассказать много интересного о "ведьмовских проделках" Флоренс.
Однако, самым ярким доказательством в суде было лицо Мэри. В документах говорится, что её щека выглядела так, "словно на неё наложили проклятие". По всей видимости, речь шла о каком-то серьёзном воспалении, которое сделало её лицо неузнаваемым.
Сглаз
Но суду ещё нужно было "доказать" вину ведьм. Хотя в действительности хватило лишь угрозы провести "испытание водой" (оно заключалось в том, что обвиняемого погружали в воду на несколько минут: если он тонул - его признавали невиновным посмертно; если выживал - то значит вода отвергла его, и он виновен).
В итоге, Флоренс взяла на себя всю вину и оправдала двух других женщин, сказав, что она является единственной ведьмой Югала. И это она навела сглаз на Мэри Лонгдон.
А "решающим доказательством" против Ньютон стала неспособность женщины правильно прочесть "Отче наш". Когда её попросили произнести молитву перед судом, женщина пропустила слова: "и прости нам долги наши". Ошибка убедила судей в том, что единственное верное решение - это смертная казнь.
Последняя жертва
Несчастный вид старушки растрогал одного из тюремщиков, и в перерыве между слушаниями он научил Флоренс правильной формулировке молитвы в надежде, что женщина сможет отменить этим свой приговор.
В благодарность Ньютон поцеловала ему руку через решетку своей камеры. Через два дня мужчина умер от остановки сердца, по-видимому, подтвердив в глазах людей версию о том, что Флоренс является ведьмой. Другие тюремщики, кстати, утверждали, что слышали странные звуки, доносящиеся из камеры Флоренс, как если бы там разговаривало двое или трое человек.
Сохранившиеся документы не говорят нам, как именно закончился процесс, но достоверно известно, что Флоренс Ньютон была казнена. К тому же есть отрывочные сведения, указывающие на то, что спустя некоторое время Мэри Лонгдон оправилась от болезни и больше не страдала от необъяснимых явлений.
Даже сегодня история о "Ведьмах из Югала" довольно популярна в Ирландии. Она прочно вошла в фольклор страны, на её основе ставятся спектакли, и о ней написано несколько книг. Но вопрос о том, была ли Флоренс Ньютон ведьмой, остаётся без ответа...