Найти в Дзене
ИстАдмин

История христианства: от зарождения до формирования единой организации

именно внутри иудаизма наиболее вероятным было появление новой религии, которая включила в себя многие из существовавших в эту эпоху идей – начиная от мессианства и заканчивая эсхатологическими представлениями. В этих условиях проходила деятельность Иисуса, который считается основоположником христианства (существуют различные мнения по поводу того, существовал ли этот человек в реальности). Согласно одной из распространенных версий, Иисус родился на территории Палестины в 4 г. до н.э. В возрасте 30 лет он начинает проповедовать, вокруг него собираются ученики, получившие наименование апостолов. Достоверных сведений о жизни и деятельности Иисуса (за исключением тех, что присутствуют в христианских сочинениях) нет, но считается, что после трех лет проповеди он был казнен римскими властями по обвинению в подготовке восстания.

Если Иисус в действительности существовал, то он мог быть воспринят частью иудеев как долгожданный Мессия, пришедший, чтобы сокрушить врагов евреев. Однако проповедь Иисуса полностью противоречила этому учению (по видимости она была близка взглядам назореев), потому среди евреев она не получила широкого распространения. После казни Иисуса апостолы рассеялись по территории всей Римской империи, продолжая проповедовать его учение, одним из важнейших пунктов которого было признание равенства всех людей перед богом, что позволило христианству (изначально это название было дано сектами-соперниками, только со II в. оно стало самоназванием) распространиться среди разных социальных слоев и разных народов. Именно в диаспоре, а не в самой Палестине христианство смогло выйти за пределы многочисленных сект и стать одним из популярнейших учений в Римской империи.

-2

В начале второй половины I в. н.э. начинают создаваться первые христианские сочинения, самым ранним из которых является Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), написанный примерно в 68-69 гг., который ближе всего к классическому иудаизму (ненависть к врагам, битва с силами дьявола на земле и т.д.). Следующими произведениями стала группа текстов, объединенная под общим именем посланий апостола Павла, но написанная разными авторами. Их делят на три группы: «ранние», относимые к первой четверти II в., «средние» – ко второй четверти, и «поздние» – к середине II в. В то же время (середина II в.) были написаны послания других апостолов и созданы четыре Евангелия, первые три из которых близки по тексту и содержанию, а четвертое (от Иоанна) серьезно отличается от них. Общей чертой этих текстов было то, что написаны они были за пределами Палестины людьми, которые имели слабое представление о реальных событиях в Иудее начала I в. н.э. и ее географии. В это время христианство впитывает в себя черты различных учений: митраизма, культа Исиды, греческих мистерий, представлений о спасении души и загробной жизни (из различных религий Древнего Востока), зороастризма (борьба между Ормуздом и Ариманом превращается в противостояние Бога и Дьявола) и т.д.

По мере распространения нового учения, внутри него шла серьезная борьба между еврейским и нееврейскими элементами, которая отразилась и в раннехристианских текстах. Итогом ее стало подавление первого, в результате чего евреи предстали в качестве главных врагов Иисуса, но при этом полного отказа от иудаизма не произошло, а Танах вошел в качестве первой части в формирующийся христианский канон в качестве Ветхого Завета. Новые тексты получили обобщенное название Нового Завета, а все вместе – Библия. При этом значительная часть раннехристианской литературы не вошла в канон и сохранилась в качестве апокрифических преданий.

-3

Ключевым пунктом в раннем христианстве, отличающим его от всех прочих религий стало учение о греховности человека и связанное с этим идеи необходимости искупления греха. Соответственно произошла трансформация образа Мессии – от грозного царя-победителя к проповеднику и богочеловеку-искупителю, принявшего на себя все грехи человечества. Принятие христианства подразумевало признание этой искупительной жертвы и поклонение Иисусу уже как Христу (греческая форма мессии), следование провозглашенным им заповедям. В отличие от иудаизма спасение для верующих обреталось не в этой жизни на земле, а в будущем воскресении, после которого произойдет суд над всем человечеством и праведники обретут вечное блаженство, а грешники – вечные мучения. Тут же заключается и отличие от различных вариантов загробной жизни, существующих в древневосточных религиях – суд происходит не сразу после смерти человека, а только в конце времен (Страшный суд).

До начала II в. христианство существовало в виде разрозненных общин, управляемых харизматическими лидерами, связь между общинами осуществлялась странствующими пророками-проповедниками – апостолами и их последователями. Позже начинает складываться система управления общинами, появляются первые должностные лица – диаконы и епископы, а позже – пресвитеры. В начале III в. разрозненные общины начинают объединяться в региональные церкви, во главе которых стояли митрополиты, а в IV-V вв. появляется титул патриарха, как руководителя областного или регионального объединения церквей. Крупнейшими региональными объединениями были Римский (охватывающий все земли Западной Римской империи), Александрийский (Египет, Ливия), Антиохийский (Сирия, Аравия, Междуречье), Константинопольский и Иерусалимский патриархаты.

Еще до создания единой церковной организации в христианстве шла борьба между различными течениями и сектами, самыми серьезными из которых были гностики и монтанисты. В рамках гностицизма сформировалось учение о том, что мир был создан злым демиургом (который отождествлялся с еврейским Яхве), а благой бог вдохнул в него душу. Посредником между богом и миром является Логос (слово, смысл, разум), которым и является Христос. Гностицизм отвергал иудаизм и Ветхий Завет, в его духе написано Евангелие от Иоанна, позже под его влиянием возникло учение манихейства в Персии, соединявшее идеи зороастризма и христианства. Монтанисты выступали против нарождающейся церковной иерархии, за живую связь человека с Богом, ожидая скорого второго пришествия Христа и конца света.