Найти тему
Христос, апостолы и раннее христианство
Появление христианства и его превращение в государственную религию Римской империи стало событием, которое кардинально изменило ход всемирной истории. В процессе формирования своего канона, оно выдержало борьбу со множеством ересей, выжило в результате репрессий, проводимых римскими властями...
8 месяцев назад
Цинь Шихуанди – основатель китайских империй
История Китая насчитывает почти четыре тысячелетия, но единым и централизованным государством он стал только в период правления Инь Чжэна, более известного под именем Цинь Шихуанди – первый император династии Цинь. Его образ отличается двумя крайностями – его считают жестоким тираном, не жалеющим никого...
10 месяцев назад
Ашока: расцвет и упадок империи Маурьев
Превращение буддизма в первую из мировых религий во многом связано с третьим правителем империи Маурьев Ашокой. Именно при нем буддизм фактически стал государственной религией на большей части территории Индии. С именем царя Ашоки связан и наивысший расцвет империи. Но при нем же начался и упадок, приведшей к распаду первого общеиндийского государства...
11 месяцев назад
Кир и его империя
Всего за несколько лет персы из народа, жившего на окраине цивилизованного мира, стали создателем крупнейшей империи своего времени, простиравшейся от Северной Индии до полисов Греции, от гор Афганистана до пустынь Египта. Во многом это было связано с личностью первого правителя Персидской империи – Киром Великим, жизнь, да и смерть которого окружена множеством легенд...
1 год назад
Александр III и Николай II - антиподы?
Зачастую можно слышать утверждения, что Николай II был слабым правителем, легко поддающимся чужому влиянию, что и привело в итоге к падению монархии. В этом отношении он противопоставляется отцу - Александру III - который считается едва ли не образцом непреклонности и твердости, говорится, что если бы не его преждевременная смерть, то никакой революции в России бы не произошло. Но все ли так однозначно? Для начала, несколько цитат современников Александра III о том, что собой представляло самодержавие...
1 год назад
Чему не учат в школе на уроках истории. Часть 4 - историография
В современных школьных учебниках истории часто приводятся выдержки из исторических источников и сочинений историков. По поводу источников было сказано в предыдущей части, а сейчас хочется немного рассказать о том, в чем проблема с историками. Существует особая историческая дисциплина - "историография" или, как ее иногда называют "история исторической науки", которая как раз и занимается изучением того, как историческая наука развивалась и почему те или иные историки приходили к тем или иным выводам...
1 год назад
Чему не учат в школе на уроках истории. Часть 3 - исторический источник
Не то, чтобы в школе совсем не говорят об исторических источниках, но то, как о них говорят - это скорее приводит к ложным представлениям, нежели приближает к пониманию истории. Так, после школьного курса складывается впечатление, что есть некие источники, в которых написано то, как оно было на самом деле и надо просто их прочитать. И что таких источников относительно немного. В результате у многих в голове формируется картина, будто бы эти источники легко подделать (и историки этим постоянно занимаются) для того, чтобы историю можно было переписать...
1 год назад
Как "Российская" история превратилась в "Русскую"
Эпоха правления Николая I стала временем, когда в Россию активно начали проникать идеи нации и национализма, с которыми велась не менее активная борьба со стороны правительства, которое видело в них угрозу. Но не потому, что опасалось распада империи, а потому, что с ними в то время неразрывно были связаны идеи конституционализма и гражданских прав, несовместимых с принципами самодержавия. Столкновение этих двух концепций велось на разных уровнях - в том числе и в исторической науке. 1829 год стал...
1 год назад
Земский собор - демократический институт?
Довольно часто говорят о том, что Земские соборы - это некий аналог английского Парламента, французских Генеральных штатов, польского Сейма или Рейхстага в Священной Римской империи. В связи с этим отмечают, что именно в Земских соборах следует искать истоки демократических институтов в истории России (иногда углубляются дальше в прошлое, говоря уже о вече). Земский собор называют сословно-представительным органом власти, что не совсем корректно, поскольку именно органом (или институтом) он не был...
1 год назад
Исторический глоссарий: "Колониализм"
Хотя колонии появились еще в Древнем мире, но колониализм - явление куда более молодое, появившееся примерно в XVI веке. В древности колонии создавались, как правило, для того, чтобы избавиться от излишков населения - так появились греческие и финикийские колонии по всему Средиземноморью. Такие колонии очень быстро становились независимыми от "родительских" полисов, а порой и превращались в их конкурентов в торговых делах, иногда даже добиваясь куда большего влияния, чем бывшая метрополия - как произошло с Карфагеном...
1 год назад
Чему не учат в школе на уроках истории. Часть 2 - исторический факт
Одним из самых вредных моментов в школьном курсе истории является то определение исторического факта, которое там дается. Обычно, оно выглядит примерно так: "это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью". Ключевым здесь является утверждение, что факт - это действительное событие. В результате формируется представление, что есть какое-то истинное знание (те самые факты), которое можно получить при изучении истории...
1 год назад
Чему не учат в школе на уроках истории. Часть 1 - различные точки зрения
Начинаю цикл статей о том, что не преподают на уроках истории в школе. Дело в том, что, к сожалению, школьный курс истории - это курс патриотизма, который практически никак не связан с историей как наукой. Из-за этого у людей, окончивших школу, остается множество вопросов, ответы на которые они начинают искать в разных источниках, многие из которых также не имеют никакого отношения к исторической науке. Поэтому я попробую показать, как же на самом деле устроена эта наука, возможно это поможет тем, кто интересуется историей, научиться ориентироваться в огромном количестве доступного материала...
1 год назад