Первыми фильмом в Российской Империи является коронация Николая 2. Она же является первой в мире политической сводкой.
Основу всех съёмок раннего кинематографа составляла хроника. Художественные фильмы не были распространены. Для актёров кинематограф являлся второсортной средой после театра, представляя для них балаганное зрелище.
После появления первого художественного фильма "Стенька Разин" (1908 года) в тренд того времени вошло экранизация по литературным произведениям. Например, фильм "Идиот" по Достоевскому или "Крейцерова соната" по произведению Льва Толстого.
Некоторые фильмы, снятые иностранцами(фирмы "Пате" и других), не отражали подлинный мотив, заложенный литературным автором.
Произведения искажались, а сам отснятый материал часто представлял технический брак в связи с безалаберностью иностранных "специалистов". Например, француз Метр ставил произведение Пушкина, но при этом никогда его читал и не знал русский язык. В связи с этим русские специалисты всё больше стали проникать в сферу кинематографии, несмотря на попытки засекретить все технические моменты съёмки иностранными фирмами. Даже не знающий технические особенности аппаратов, наши режиссёры и операторы в большей степени удовлетворяли собственную аудиторию.
Впервые планировалась одновременная премьера фильма и невыпущенного произведения Толстого "Живой труп" Московским Художественным театром. Тогда один из конкурирующих дельцов Р. Перский решил сорвать чужую постановку своим суррогатом. После подобных случаев организаторы стали засекречивать сюжет и произведение не только от конкурентов, но и от своих актёров и операторов, что отражалось на качестве фильмов.
Помимо произведений литературы также экранизировались кинокартины из народной жизни с основой на народные песни и фольклор.
Например, "Крестьянская свадьба"(1910), "Царевна-лягушка" (1911), "Дедушка Мороз"(1910).
Ранний кинематограф подражал театру, что для него также, как и для театра, обязательна неподвижная статическая точка зрения на место действия. Поэтому панорамирование, применённое в таком произведении, как "Драма в таборе подмосковных цыган" считалось браком. Но в данном случае оператор Сиверсон прибегнул к такому приёмы, чтобы не выйти за рамки кадра.
Чтобы немому кинематографу придать звучание, появились такие виды фильмов, как кинодекламация. Актёры прямо во время демонстрации озвучивали кино. Такие фильмы были востребованы у зрителя. Например, кино "Не в духе" и "Хирургия" по произведениям Чехова.
Также применялись граммофоны. Но у нас не прижились из-за технического брака в синхронизации и тихого звучания (тогда отсутствовали усилители). Зато научная и техническая основа была придумана у нас, но производили их только за рубежом.
Так зарождался кинематограф в России...
ССЫЛКИ:
С.Гинзбург "Кинематография Дореволюционной России"
Автор статьи: Георгий Кочергин