Следующим днём я выкатил командиру челобитную, разрешите-де в целях культурного провождения времени посещать видеозал! Описал суть предложения. Не находя ничего осудительного, Гаврин дал добро, и мир незнакомого буржуйского кино приоткрыл солдатам форточку.
И вот шишига, в тесноту набитая доброхотами, изъявившими желание устроить смотрины диву, ближайшим выходным днём прискакала в Багир!
Видеозал расцеловал меня за внезапный приток чистогана и пропустил бесплатно, так как я хитро доложился о прибытии. Раз анонсировал вернуться, смотри – вернулся. И не один, как видите... Встречайте целый отряд кормильцев!
Зал поражал отделкой в творческом стиле сарайный минимализм. Щербатые стены, стол, дюжина лавок на всё убранство. Вкопанные в земляной пол столбы соединены грубо строгаными половыми досками, и в некоторых местах отполированы чреслами завсегдатаев. Стены глиняной мазанки хозяева не удосужились даже выровнять. Спереди письменный стол, вопиющий, что на нём месили глину на обмазку стен. Причём без корыта. На столешнице советский телевизор в корпусе из морёного дерева и видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» в пластиковой оболочке оттенка топлёного молока.
Репертуар пиратского салона гордо озвучил хозяин: «Сёдня будит брюсли!»
Солдаты понятия не имели, что такое «брюсли», но решали дилемму, жалко рубля за неизвестность или нет? Большинство не видели таких аппаратов даже издали, но шептались и итожили, что именно с его участием телевизор позволит нам узнать о непонятных брюслях.
Видеомагнитофоны в конце восьмидесятых, и почти все девяностые – это страшно желанная электронная фиговина, которая одним своим упоминанием вызывала мурашки и оголяла непонятные чувства, тончайшей линией граничащие с разнузданным слюнепусканием и вожделением, как перед первый раз приехавшим цирком. В нашей стране за недолгий свой век, точнее четверть века, видики с нагрузкой пиратски скопированных видеокассет, кои тоже доставались великим трудом, стоили от цен подержанных «Жигулей» и до поллитры водки к началу широкого распространения цифровых медиаустройств с хрустальными лазерными «болванками»...
Боевик с непревзойдённым Брюсом Ли вызвал ошеломительный успех! Воинство завелось! Траченные рубли больше никто не вспоминал – Ключик смаковал увиденное!
Всю неделю мобгруппа разрывалась криком «Ки-йа́», а брюсли мочили чаккинорисов. Баграми и треугольными вёдрами, лопатами, топорами и всем попавшимся под руку солдаты отрабатывали приёмы, броски, захваты и удары. В другой день зал был захвачен целиком. После кино войско ринулось в пустыню за варанами. Чтобы поймать, освежевать, зашашлычить на костре до хрустящей корочки и стрескать, как в кино сделал скрывавшийся от оккупационных властей мастер боевых искусств Чэнь Чжэнь – герой Брюса Ли. Варана подходящего размера не нашли, в коем разе соберёшься и ...облом! Зато сгоношили пару черепах, коих тут как грибов после дождя, и на кураже, пока не погас инстинкт добытчика, удостоили животные потребности наваристой похлёбкой. Пальчики оближешь...
Как говорится, вкуснее только с водкой!..
Выезды творились пару раз в месяц лето напролёт, а кинокаратисты не переставали удивлять солдат всякими вертушками, маваши и йоко-гери. Вот это были зрелища!
Аншлаг всегда! Под нас даже время вечернего сеанса выверяли. Из туркмен места доставались лишь малышне, но однажды, в кой-то очередной набег мы с порога были ошарашены ужасающим известием: «Сёдня кина не будет! Аликтроника паламалась! Дым шёл – сгарела нахрен!»
Не успело горе завладеть солдатскими умами, некий всплакнувший лоботряс бездумно проголосил, что среди клиентов присутствует «мастер по такой электронике». И как бы невзначай несколько негодников к радиоремонту призывающе всподняли веки в мою сторону. Недвусмысленно всподняли. Видеозал бросился к моим ногам и слез-ливо возобещал златые горы, лишь бы прибыльный бизнес не улетучивался с белым дымом аликтроники.
В тот момент я не только не знал с чего начать ремонт аппарата, из инструментов имел один перочинный нож. А тут «златые горы и реки полные вина» мерещатся, «лабазы каменные в алмазах пламенных», и брезжит повод сокровища оприходовать. Поняв, для починки техники нужен специальный инструмент и запчасти, видеозал испарился, а через пяток мгновений материализовался со столярным ящиком и бобиной столбовой алюминиевой проволоки – самыми распространёнными средствами ремонта электроники той местности... А мне голову ломай?..
Ломать не строить, душа не болит! Но ломать ничего не пришлось. Глянув чудо советской радиотехники, мой костяной чердак засвидетельствовала догадка: есть шанс, выгорели предохранители. Омертвелый аппарат не подавал признаков электрической жизни, чем тушевал несведущих пиратов – ну и как не блеснуть мастерством?
Золотых гор за смену палёных предохранителей не дают. Даже серебряных пригорков не насыпают. Гипоталамус мигом зашевелил конечностями: среди эксклюзивного набора сверхточных приспособлений я выискал двуполярную отвёртку и с умным видом закопался внутрь. Тянуло поворошить внутренности незнакомого прибамбаса, заодно и попугать багирских бизнесменов реальной сложностью ремонта. Чтобы золотоносная куча выросла пропорционально потраченному времени, значит!
Скоро выяснилось, сгорели не внешние «поплавки», а скрытые на плате блока питания. Вида не подал, полез глубже. Насмотревшись требухой, связал контакты принесённой пиратами проволокой и воскресил прокат.
Златые горы валились на мои плечи продолжительными аплодисментами и бурной овацией, а винные реки и алмазные копи отразились бесплатным абонементом на посещение зала. Заработал привилегии, несколько пред-дембельских месяцев расплачивался лишь приветствием с сопутствующими дружескими рукопожатиями...
В общем, преждевременно стал льготником!
Уместно вспомнить, как летом, будучи в увольнении, заглянул в гости во ВПАГ. Пошептать, за службу посудачить и похвастать, что бесплатно смотрю по видику всякие нерусские боевики. Но оказалось, парней видиками не удивишь – у них в каморе стоит подобный аппарат...
Байка о том, как солдатам достался видик ЗДЕСЬ
В казармах солдаты тренировали бой восьмёркой на гитарах, ныли дворовые куплеты, а некие счастливцы уже смотрели боевики, вестерны и зрелищные блокбастеры.
----------------------------------------------
Друзья, имею честь предложить свою книгу МАЙАМИ В ТУРКЕСТАНЕ!
Повсеместное распространение интернета, с помощью которого начали находиться старые друзья и в том числе сослуживцы, разбудило во мне щелкопёра и подвигло к описанию срочной военной службы в рядах «интеллигентных» Войск Связи непобедимой Советской Армии, в самый разгар перестройки, 1986 – 1988 годы, Самарканд – Ашхабад. Краснознамённый Туркестанский Военный Округ.
----------------------------------------------