Бусы Анны Ахматовой были очень долго одной их загадок жизни Валентины. Эта известная всем фотография как накакая другая передает аристократизм и гордую стать нашей великой поэтессы. Она - в профиль, так что хорошо видно нос с аристократической горбинкой. И вот эти бусы на тонкой стройной ее шее. Она тут совсем еще молода. . Интересно, из чего они , эти бусы.
Как преподаватель литературы, Валентина Ивановна детям ерунды старалась не сообщать: ну, не все ли равно им , из чего эти бусы. Внимание педагога и литератора было устремлено на идейный смысл и поэтический образ, особенности ритма и рифмы. Не все ли равно, из чего у нее бусы...Оказывается, не все равно. Одна из самых наблюдательных девочек в десятом классе и задала этот вопрос. А ответа-то нет. Бусы крупные, они не могут быть из полудрагоценных камней - тогда бы не было и этой гордой осанки- голову она не могла бы так высоко держать. Они не из янтаря, тем более не из металла. Тогда из чего? По фотографии этого нельзя понять. Но эти бусы Анна Ахматова любила, и мы не на одном только ее снимке их можем наблюдать. Они есть и на групповых снимках эпохи Анны Ахматовой, то есть эпохи Серебряного века русской поэзии. Красуются на ее тонкой стройной шее . Тогда вопрос- она их любила потому что считала красивыми или это чей-то дорогой для нее подарок?
Еще когда Валя была студенткой, она как-то зашла в однокурснице - и увидела эту увеличенную фотографию в черной строгой рамке на белой, тащательно выбеленной стене. У девочки было более чем скромно в доме, все тогда жили небогато, в те советские времена. И единственным украшением комнаты и была эта фотография Ахматовой. А Вера очень любила ее стихи и выбрала тему диплома: " Поэзия Анны Ахматовой".
Полагая, что ей будет приятен вопрос на эрудицию, и ответ-то уж она знает, конечно, Валя и задала впервые этот вопрос: "Вера, как ты думаешь,из чего сделаны-то эти знаменитые бусы ?". "Из камней-каких-то, говорят, сердолик что ли",- ответила быстро Вера и перевела разговор. "Да нет", - подумала Валентина, -явно что не из камней...." Не жернова же на шее она носила...
И вот прошло два десятка лет. Обе стали преподавателями литературы. Неплохими . Но загадка бус Анны Ахматовой так и повисла в воздухе. А это для исследователя любого ранга - неприятная ситуация.
Сейчас бы ответа и не было вовсе. Потому что не там они его, этот ответ, искали. И приехать в то место, где он лежит, сейчас невозможно. Но ответ Валя успела все-таки узнать.
В начале 80-х годов она была на научной конференции, в Симферопольском университете. В составе учатников был директор музея -квартиры Максимилиана Волошина. Эрудированный, очень открытый и обаятельный, старавшийся дать побольше интересных впечатлений. Он и предложил экскурсию, в Коктебель, в гости к Волошину. Это же его реальный дом, где он жил и где его навещали самые -самые яркие звезды на поэтическом Российском небосклоне. И Анна Ахматова, тоже.
На стене в гостиной в музее опять висела та самая фотография с загадочными бусами поэтессы. И Валентина воспользовалась случаем, чтобы спросить . А милый гид обратил их внимание на то, что в экспозиции музея были выставлены многие вещицы, выточенные из дерева. Например, такие маленькие хорошенькие конторочки настольные - для всяких мелочей.
Хозяин-то был не только известным художником и поэтом. Был Максимилиан Волошин еще и прекрасным мастером. На маленьком столярном станочке он вытачивал всякую очаровательную дребедень, так украшающую с древнейших времен жизнь человека. И в том числе - в том числе выточил и подарил гордой и совсем небогатой великой поэтессе эти бусы. Любимые, из дерева, родными руками мэтра выточенные. Как бы ее амулетом стала эта вещица.
А что касается их невесомости, а также горделивой осанки сероглазой юной красавицы Анны Ахматовой- так ведь они были сделаны из выброшенных на берег Коктебеля вымоченные в соленой морской воде старых коряг. Вот и были невесомыми...