Реактивные установки "Катюша", творение советских инженеров, оказались значительным препятствием для гитлеровской армии во время Второй мировой войны.
Эти пусковые установки, представлявшие собой новую форму производства оружия, застали врасплох немецкую разведку и вызвали панику среди войск противника.
В начале войны ракетные установки "Катюша" были развернуты гвардейцами и оказали существенное влияние на противника.
Однако, несмотря на строгие меры, принятые советскими военными, чтобы не допустить попадания пусковых установок в руки немцев, враг захватил пусковые установки в 1941 году и детально их проанализировал.
Немецкие военные инженеры всесторонне изучили захваченные пусковые установки "Катюша", но не смогли создать аналогичное оружие.
Многие западные мемуаристы и историки объясняют эту неудачу тем, что немцы не хотели создавать это оружие, считая его уязвимым и неэффективным.
Однако более правдоподобный ответ заключается в том, что у немцев были проблемы технологического характера, которые они не смогли преодолеть.
Одной из серьезных проблем, с которой столкнулись немецкие ученые при воссоздании "катюши", был специальный баллистический порох, использовавшийся для ее боеприпасов.
Советские специалисты нашли способ производства крупных дробинок диаметром 40 мм с центральным каналом 8 мм и длиной около 550 мм. Немецкие ученые быстро разобрались, как устроена и работает установка и как работает реактивный снаряд.
Однако они не могли понять, как советские специалисты изготовили такую большую пульку. Они думали, что для этого нужен гидравлический пресс для мамонтов, который в то время был доступен только в Англии и был сложен в эксплуатации.
Условия в Советском Союзе в то время не позволяли построить такой пресс. Поэтому советские инженеры выбрали совершенно иной подход, который остался загадкой для немцев.
Они использовали простой винтовой пресс, предназначенный для производства макарон, и усовершенствовали его до максимального потенциала.
С помощью нагревательной рубашки винтовой пресс создавал непрерывно работающую машину, которая превосходила по мощности английский гидропресс.
Эта машина производила баллистическую порошковую кишку определенного диаметра с центральным каналом. Затем кусок делился на куски нужного размера, будущие шашки, и охлаждался с помощью воды.
Еще одной проблемой, с которой столкнулись немцы, была термическая стабильность баллиститного пороха, который формовался при температуре 900 градусов Цельсия.
При этой же температуре начиналось его термическое разложение, и для поддержания химической стабильности требовался стабилизатор. В качестве стабилизатора в оригинальной "Катюше" использовался нефтепродукт - централит.
Однако в СССР не было собственного производства, и к тому времени, когда импортные запасы были исчерпаны, ученые нашли более дешевый заменитель централита - оксид магния, который работал аналогично.
Несмотря на то, что немцам не удалось раскрыть главный секрет "катюши", они ответили разработкой собственной реактивной системы залпового огня "Небельверфер". Nebelwerfer, также известная как "Ванюша" (Ишак) за характерный звук выстрела, представляла собой шестиствольный реактивный миномет.
Однако немцам приходилось использовать маломощный дымный порох для изготовления шашек для ракетного двигателя снарядов для Nebelwerfer.
Залп состоял из шести реактивных снарядов, вдвое меньше, чем у "катюши", и дальность поражения была также вдвое меньше. Кроме того, дым от огня "Небельверфера" часто раскрывал местоположение залпа и помогал советским артиллеристам быстрее сориентироваться и нанести ответный удар.
По ходу войны немцы разработали усовершенствованное оружие, такое как реактивная противотанковая пушка "Фаустпатрон" в 1944 году, которой не хватало СССР.
Однако "Фаустпатрон" также работал на дымном порохе, что делало его воздействие неэффективным против более мощного и эффективного оружия Советского Союза.
В целом, советские реактивные установки "Катюша" оказались грозным вызовом для гитлеровской армии, а Германия не смогла создать столь же эффективное и действенное оружие.