– Ты всегда пересаживаешься, если столик стоит напротив зеркала? – спрашивает Софи.
– Пусть лучше в кафе будут две тебя, чем два меня, – отвечаю я с улыбкой. – Умножать нужно красоту, а не кривой прикус и отсутствие вкуса в одежде.
Она улыбается и меняется со мной местами. Остальную часть вечера я галантен, обходителен и остроумен. У неё просто нет шансов.
***
– Знаешь, твоя милая особенность начинает меня пугать, – Софи смотрит на стенку платяного шкафа, которая ещё вчера была зеркалом.
– Да ну, закрасил и закрасил, – пожимаю я плечами. – Никогда не нравилось видеть себя в постели.
Я перевожу тему, а вскоре мы вообще гасим свет. Пока Софи мило посапывает на моём плече, а я думаю, что без зеркала в комнате и правда стало уютнее.
***
– С этим надо что-то делать, Рэй, – говорит Софи.
– Я в порядке, – отвечаю я. – Просто больше не доставай его при мне. Пожалуйста.
Последнее слово я добавляю, спохватившись. И думаю, что нужно будет заказать для Софи новое карманное зеркальце. Надеюсь, они упаковывают посылки в непрозрачные коробочки. Ещё надеюсь, что Софи убрала все осколки. Не думал, что зеркала бьются так легко: всего один удар о стену – и целый фонтанчик из чёрного пластика и проклятых серебристых осколков.
***
– Ты не брал трубку, – Софи заходит в мою квартиру с опаской. Окна занавешены, зеркала убраны вовсе, даже то, что я уже раньше замазал матовой краской. Ноутбук включен, но его крышка плотно закрыта.
– Прости, было что-то с телефоном, – вру я. Не объяснять же ей, что этот чёртов экранчик размером с ладошку – тоже зеркало!
– Прогуляемся? – спрашивает Софи.
Меня передёргивает от одной мысли о витринах и стёклах машин, которыми наводнён город. Я отказываюсь выходить из дома.
***
Софи больше не приходит.
Последнее, что она оставляет на моём столе – визитка психоаналитика.
***
"Эйсоптрофобия – боязнь зеркал, – выдаёт мне беспристрастная Википедия. – Может быть связана с дисморфофобией, при которой пациент озабочен своей некрасивостью или старостью. Психоаналитик Шандор Ференци выделяет две основные причины: боязнь самопознания и бегство от эксгибиционизма".
Усмехаюсь, закрывая глупую страницу. Да что ты знаешь! Кликаю следующую ссылку и на секунду жмурюсь, когда вижу на тёмном экране отражение собственного лица.
"Катализатором фобии выступают книги, песни и фильмы ужасов, где зеркала показаны порталом в потусторонний мир и дверью для нечистой силы".
Чёртовы копирайтеры просто гадают на кофейной гуще и переписывают друг у друга!
"Как правильно реагировать на появление эйсоптрофобии? Купите маленькое зеркальце. Со временем вы поймёте, что это крайне полезный предмет, который может принести много пользы. Также вы можете узнать само свойство отражения. Для чего? Зачем? И как оно работает?"
Я смеюсь в голос.
На мгновение кажется, что в экране снова отразилось моё лицо, и сердце падает куда-то в желудок.
"Нет, Софи права, с этим точно нужно что-то делать…" – думаю я, вертя в руках визитку. Я ведь скоро не смогу даже заказать себе еды на дом, не то что работать…
***
– Рэй, вы помните, когда впервые почувствовали беспокойство при виде зеркала? – спрашивает психотерапевт.
– А обязательно отвечать на вопросы? – я ёрзаю в кресле перед ноутбуком: даже сеанс по удалёнке даётся мне не без труда. – Я думал, вы просто…
– Просто что?
– Не знаю. Помашете руками? Скажете какие-нибудь волшебные слова? Загипнотизируете меня, а потом я проснусь и снова смогу жить нормально.
– Частое заблуждение о нашей работе, – вздыхает психотерапевт. – Я работаю другими методами. Дело в том, что эйсоптрофобия может развиться от разных причин. Возможно, в детстве вы внезапно увидели своё отражение, когда только проснулись или когда не ожидали, что перед вами будет зеркало…
– Думаю, всё началось после гибели брата, – медленно произношу я.
– Брата?
– Да. Мы рыбачили в море, когда погода испортилась, попали в шторм и… – я замолкаю.
– Вы помните подробности того дня?
Я развожу руками:
– Боюсь, что ничего. Помню только, как раскачивалась лодка. Помню воду… говорят, меня потом прибило к берегу, я был без сознания. И один. Простите, мне что-то дурно. Давайте продолжим в следующий раз.
***
Я пытаюсь найти в семейном альбоме хотя бы одну фотографию Чарли. Или нашу общую. Но, кажется, что я избавился ото всех его фотографий, оставил только свои и родителей – всё, что было уже после… В какой-то момент понимаю, что за последние несколько лет я не сделал ни одной собственной фотографии. Ни распечатанной, ни электронной.
***
– Кажется, когда-то я решил вовсе стереть Чарльза из своей памяти, – говорю я психотерапевту на следующем сеансе.
– Вы были близки с братом?
– Кажется… – я морщусь, пытаясь правильно сформулировать. – Кажется, я всегда тянулся к нему. Пытался быть не хуже. Он всегда был для меня примером…
***
Ночью мне снится, что я плыву в лодке. Вода неправдоподобно гладкая, и вокруг такая тишина, что болят барабанные перепонки.
Кто-то хлопает меня по плечу.
Я оборачиваюсь рывком, резко. Сажусь в кровати, сердце бьётся где-то в горле. Ох… Иду в ванную, плещу на лицо ледяной водой из-под крана. Это просто сон.
***
– Вы хотели быть похожим на брата? – спрашивает психотерапевт.
***
Лодка раскачивается, по воде идёт рябь, где-то раскатывается первый удар грома… Вода плещет в лицо, я поднимаю голову. Над раковиной нет зеркала.
***
– Почему вы хотели быть, как брат? Что было у него такого, чего не было у вас?
***
Борта ходят ходуном, и один, наконец, цепляет поверхность моря. Ледяная вода плещет в лицо, я хватаю её ртом, кашляю, но чёрная волна в груди поднимает меня и бросает вверх.
– У тебя есть всё! – кричу я в исступлении, и пальцы сжимают горло Чарльза. – Ты во всем лучше! И мама с отцом всегда говорят только о тебе!
Когда его бездыханное тело плюхается за борт, я перегибаюсь через край и долго смотрю на воду, не веря, что он ушел из моей жизни.
И в отражении вижу лицо.
Своё. И Чарли, моего брата-близнеца.
Одно на двоих.
Он смотрит на меня и улыбается.
Автор: Анастасия Кокоева
Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ