Доброго Вам времени суток, уважаемые друзья! Сегодня я Вам расскажу о том, как прекрасно выглядит Смольный собор снаружи и внутри, немного о его истории, а также о том, что вокруг него, в том числе с высоты смотровой площадки на его верхнем ярусе. И конечно, будет много красочных фотографий. Но сначала вспомним, что в прошлый раз мы с Вами расстались в Саду-партере Смольного, любуясь цветущей сакурой. Если еще не читали предыдущую мою публикацию, где я Вам рассказывал о Суворове, «Городовом» и Смольном институте благородных девиц, – можете прочитать здесь! А теперь от этих цветущих деревьев мы идем в Смольный собор!
Растрелли и Кваренги.
Выходим из Сада Смольного на Лафонскую улицу и приближаемся к площади Растрелли, кстати, от Смольного института к площади, между садом и Смольным монастырем, есть еще переулок, названный в честь другого знаменитого итальянца, построившего здание института, – Кваренги. А площадь названа в честь знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли неспроста – именно он автор ансамбля Смольного Воскресенского Новодевичьего монастыря, соборным храмом которого и является Смольный собор.
Это красивейшее сооружение в стиле «елизаветинского барокко» – одно из самых значительных и великолепных творений великого мастера Растрелли. Выходя на площадь, в первую очередь, поражает цветовая гамма собора и всего ансамбля вокруг него, как будто мастера «гжели» расписывали фасады этих зданий. Хотя в XIX веке, когда строительство собора было, наконец, завершено, цветовая гамма была другая: стены были желтыми, а купола голубыми. Мне кажется, что нынешняя палитра все-таки больше подходит этому великолепному ансамблю.
Строительство длиной в 87 лет.
Теперь немного из истории собора. Первый камень в строительстве этого собора был заложен в 1748 году по проекту, разработанному ранее Растрелли, которого, в свою очередь, императрица Елизавета Петровна выбрала для возведения нового монастыря и храма. А место это дочь Петра Великого выбрала неслучайно, есть сведения, что именно здесь она провела значительную часть своего детства в небольшом дворце рядом со смоляными дворами, поставлявшими смолу для строительства кораблей. В некоторых источниках еще указывается, что она хотела именно в этом монастыре провести последние годы своей жизни, на склоне лет оставив престол и уйдя в монастырь.
Были такие намерения у императрицы на самом деле или нет – доподлинно неизвестно, так как они все-равно не осуществились, она просто не дожила до окончания строительства. И не только она, еще четыре венценосные особы, унаследовавшие или захватившие после нее царский престол, тоже недожили до окончания строительства. Только ее правнучатый племянник Николай I закончил, начатое Елизаветой, дело, через 87 лет. Такого долгостроя город еще не знал.
Причины затянувшегося почти на век строительства указываются разные: в начале это была начавшаяся Семилетняя война и денег на стройку не хватало, потом смерть Елизаветы и отъезд из России Растрелли. Затем его ученики и соратники вроде бы продолжали строительство уже при Екатерине II, но в итоге оно почему-то было заморожено, возможно и у нее, и у ее сына и внука были другие приоритеты. В некоторых источниках существует версия того, что, когда храм уже был практически достроен, в нем, причем прямо в алтаре, совершил самоубийство один из работников, и для того, чтобы освятить этот собор, требовалось время, якобы, для «очищения».
Как было на самом деле – трудно сказать, и я утверждать не буду, но факт остается фактом, что строительство возобновилось только в конце 20-х годов XIX века по велению Николая I. А возглавил новое строительство другой великий зодчий, уже XIX века, – Василий Петрович Стасов. Конечно, он немного переработал первоначальный проект своего великого предшественника, особенно пришлось повозиться с устройством печного отопления храма, так как проектом Растрелли оно не было предусмотрено. Ну и выкрасили весь этот ансамбль, как я уже сказал, в традиционный для Петербурга желтый цвет. И в 1835 году Смольный собор был, наконец, освящен! Тогда же он получил название Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор.
Колокольня.
А самое главное, что не воплотилось в жизнь из первоначального проекта, после отъезда Растрелли из России – это многоярусная высоченная надвратная колокольня, в разных источниках указываются разные цифры ее запланированной высоты – от 120 до 140 метров, но в любом случае, это была бы самая высокая колокольня Петербурга. Но еще говорят, что в дальнейшем Растрелли хотел построить эту колокольню уже высотой 167 метров. А Елизавета хотела, чтобы для этой колокольни отлили небывалый до этого по своей массе и размеру колокол, превышающий на много Царь-колокол в Кремле. Но сия задумка остановилась на стадии фундамента.
Перед входом в храм сейчас временно установлен другой колокол, весом 10 тонн, отлитый для этого собора в Воронеже в 2013 году. Куда его хотели установить – пока непонятно. Есть даже неподтвержденные сведения о том, что при участии Газпрома хотели все-таки начать в 2020 году воплощение первоначального проекта Растрелли и построить ту самую колокольню, с водружением на нее именно этого колокола, но сначала, якобы, пандемия помешала, а потом и другие обстоятельства. Не знаю, как бы это все сейчас смотрелось, ведь в таком случае колокольня заслонила бы собой всю красоту. А копию того самого проекта Растрелли мы можем увидеть внутри собора.
Ансамбль монастыря-института.
Но перед тем, как войти внутрь, а мы обязательно туда войдем, да еще поднимемся на смотровую площадку, и я Вам это все покажу, так вот, перед тем как войти, несколько слов о зданиях, которые окружают собор. Здания эти строились для Воскресенского Новодевичьего монастыря, в стенах которого по указу Екатерины II в 1764 году разместилось «Императорское воспитательное общество благородных девиц», ставшее впоследствии Институтом благородных девиц. По углам этого монастырско-институтского комплекса воздвигнуты домовые церкви: Александро-Невская церковь, церковь святой Марии, церковь Захарии и Елизаветы. Все они выполнены все в том же пышном стиле «елизаветинского барокко».
Внутри собора.
Ну вот мы заходим внутрь собора. Кстати, ныне это действующий храм, совсем недавно, 25 января 2016 года, в день Святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской Православной Церкви, а до этого, с 1922 года, там размещался то склад, то концертный зал. И еще под этим собором есть хорошо оборудованное бомбоубежище, в котором во время войны работало руководство города во время воздушной тревоги. Теперь про внутреннее убранство. А здесь уже на славу постарался архитектор В.П. Стасов! Огромные мраморные колонны, изобилие лепнины и статуй, высокие своды и обилие позолоты на белом фоне делают этот собор внутри величественным, но в то же время, каким-то воздушным и светлым.
Ангел с купола.
Наряду со всем этим великолепием в левой части собора отведено место для хранения одной интересной скульптуры – это скульптура ангела с купола церкви Святой Екатерины на Васильевском острове, изготовленная в начале XIX века. Эта 5,5-метровая фигура весом 2,2 тонны выглядит весьма необычно на фоне изящных светло-золотых тонов внутреннего убранства храма, так как выполнена из дерева и свинца.
В 2007 году, после проведенных исследований, показавших аварийное состояние скульптуры, ангела сняли с купола храма, потом его отреставрировали, насколько это возможно, большой бронзовый крест, который ангел держал в руках, был утрачен во время Великой Отечественной войны (его переплавили). В 2018 году на куполе церкви Святой Екатерины установили копию, выполненную в историческом материале, а оригинал установили на хранение здесь – внутри Воскресенского Смольного собора.
Смотровая площадка.
Смотровая площадка расположена на верхнем уровне храма, нужно преодолеть 278 ступеней, чтобы забраться на высоту около 50 метров, это выше на семь метров, чем смотровая площадка Исаакиевского собора. Но справедливости ради, нужно отметить, что виды с Исаакия открываются более колоритные и на все 360 градусов, а здесь кругового обзора нет. Однако и отсюда открываются виды весьма впечатляющие, особенно красивы сверху здания Смольного монастыря с домовыми церквями, увенчанные луковичными куполами, отделанными позолоченной инкрустацией.
Еще можно вдалеке разглядеть Большеохтинский мост, купол Исаакиевского собора, Лахта-Центр, а если хорошо приглядеться – то шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Ну а то, что поближе: Смольный со своим садом, площадь Растрелли, проспект Суворова и Шпалерная улица вообще, как на ладони.
Чтобы туда подняться, нужно заплатить 200 рублей в виде рекомендуемого пожертвования, школьникам бесплатно, пенсионерам и студентам скидка. Людям с больными ногами и астматикам я подниматься туда не советую: сначала несколько пролетов достаточно пологой современной лестницы, потом начинается историческая винтовая каменная лестница с крутыми ступенями, а в конце еще и по металлической лестнице нужно немного подняться, ноги забиваются уже в середине подъема. Но это того стоит!
Вот такой рассказ сегодня получился! Плохо ли, хорошо ли – судить Вам! Пишите в комментариях, а если понравилось – ставьте лайки!
Ну и конечно – подписывайтесь на мой канал, кто еще не подписался, чтобы путешествовать вместе и не пропустить самое интересное!
И всего Вам доброго!