Найти тему
Строительный мир

Уникальный мост Петербурга, который сначала закопали, а спустя полвека случайно обнаружили и демонтировали

Оглавление

Этот уникальный мост некогда составлял единый ансамбль с одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Но однажды он оказался под землей, где и «прятался» в течение примерно полувека. После неожиданной «находки» отдельные архитекторы пытались сохранить объект, однако в итоге его пришлось демонтировать, и сегодня о нем напоминают разве что старые фотографии.

Мост через Таракановку

В том самом месте, где расположены Нарвские триумфальные ворота, один из ярких архитектурных памятников Северной столицы, некогда протекала Таракановка, через которую в самом начале 18 столетия возвели деревянный переход.

© public domain (Нарвские триумфальные ворота и мост через Таракановку в Петербурге, Литография К. П. Беггрова, 1830-1840-е гг.)
© public domain (Нарвские триумфальные ворота и мост через Таракановку в Петербурге, Литография К. П. Беггрова, 1830-1840-е гг.)

Река в то время носила имя Романовка и представляла собой протоку в дельте Невы, которая вытекала из Фонтанки в районе Старо-Калинкинского моста. В течение примерно четверти века она трижды меняла название — известное и поныне закрепилось в 1785-м. За десять лет до этого был демонтирован упомянутый деревянный мост, взамен которого возвели каменный с тремя пролетами. Проект реализовали в рамках кампании по реконструкции Петергофского шоссе. Объект, облицованный известняковыми плитами, имел «горбатый» профиль, что было типично для аналогичных сооружений тех лет.

Преображение «горбатого» моста

В 1827-м по чертежам Василия Петровича Стасова непосредственно у моста через Таракановку началось возведение триумфальных ворот, призванных заменить обветшавшую арку на Нарвской заставе, построенную из дерева и алебастра в 1814-м для торжественной встречи возвращавшихся из Европы российских войск. При сооружении новой достопримечательности использовали кирпич, который в свою очередь облицевали медными листами.

© public domain (Нарвские триумфальные ворота и мост через Таракановку в Петербурге, 1910-е гг.)
© public domain (Нарвские триумфальные ворота и мост через Таракановку в Петербурге, 1910-е гг.)

Ворота открыли в августе 1834-го, а за два месяца до того в профильном ведомстве утвердили проект реконструкции каменного моста, верхнюю часть которого решили выпрямить, сделав небольшой подъем в направлении арки, а нижнюю оставить без изменений. Проезжую часть вымостили булыжником, а боковые тротуары — гранитными плитами. Каменную ограду моста заменили на чугунные литые решетки, аналогичные тем, что несколькими годами ранее установили в Москве.

Г. Гермонт. Решетки Ленинграда и его окрестностей. — М., 1938. — С. 19:

«Перед Московскими воротами, с севера, протекал Лиговский канал, через который был перекинут гранитный мост с перилами Стасова. Такие же перила были установлены Стасовым у Нарвских ворот, на мосту через речку Таракановку. Они состояли из отдельных панно из чередующихся прутьев, на которые брошены виньетки из щита, венка, шлема, меча и колчана. Их неспокойный контур казался каким-то нарушением «строгости» той эпохи».

Мост уходит под землю

Триумфальные ворота и мост на протяжении нескольких десятилетий являлись единым парадным ансамблем на въезде в Санкт-Петербург — именно здесь некогда проходила граница города. Однако последний продолжал активно расти и развиваться, что порой требовало и изменения природного ландшафта.

Так, в 1905-м был засыпан участок Таракановки от Фонтанки до Обводного канала (сегодня это ул. Циолковского). А в 1920-х под землей оказалось еще около 1,5 км русла вплоть до Бумажного канала. В итоге длина реки сократилась до 1,1 км. Вместе с ней был засыпан и каменный мост у ворот, хотя в некоторых источниках отмечалось, что его демонтировали. Но, как позднее выяснилось, это было не так.

Неожиданная «находка»

При сооружении пешеходного тоннеля на площади Стачек рабочие неожиданно для себя откопали на первый взгляд хорошо сохранившийся объект, некогда служивший дорогой через водную преграду. Поступили предложения по его включению в композицию тоннельного перехода. Инициатором идеи выступил инженер Андрей Львович Пунин, детально изучивший в архивах чертежи моста.

А. Л. Пунин. Мост у Нарвских ворот // Строительство и архитектура Ленинграда. — Л., 1980. — №9. — С. 38:

«[Этот объект] оставался единственным в нашей стране образцом дорожного многопролетного каменного моста 1770-х годов. Поскольку обнаруженное сооружение лежало как раз поперек пути подземного перехода, а проектом предусматривалось устроить из него лестничный выход к Нарвским воротам, мною было выдвинуто предложение — пешеходный тоннель пропустить сквозь пролеты, выходы из тоннеля к Триумфальной арке разместить по сторонам моста, раскрыв тем самым его фасады, а на поверхности установить прежние перила».

Однако проведенные исследования конструкции показали, что ее своды находятся в неудовлетворительном состоянии. Да и трасса пешеходного тоннеля попадала в крайний пролет, который не соответствовал необходимым габаритам. К тому же поджимали сроки, поэтому строители попросту начали ломать мешавший им объект. На этот раз он исчез окончательно с петербургской земли.