Найти в Дзене
Строительный мир

Некогда самый длинный пешеходный деревянный мост России ждет восстановления

Оглавление

В начале 1935 года в Белорецке (Башкортостан) по инициативе местных заводчан началось строительство пешеходного моста через пруд, который должен был связать два района города и сократить тем самым путь между берегами на 2,5 км. Благодаря его появлению, рабочим стало значительно проще добираться до предприятия и обратно домой.

Мост-рекордсмен из «Вечного зова»

Возводили объект около трех месяцев, хотя не обошлось и без трудностей. Ощущалась нехватка как материала, так и людей. Подводила и техника — из четырех свайных машин лишь одна исправно выполняла план. Тем не менее, как и планировалось изначально, в мае того же года мост был открыт.

Длина сооружения ригельно-подкосной системы составила порядка 550 м, что, по некоторым данным, делало его самым длинным деревянным пешеходным мостом в стране. В общей сложности на его возведение потратили 100 тыс. руб., включая монтаж освещения и подходы. Долгое время эта дорога через водную преграду верой и правдой служила белоречанам.

© SuperPashkin / CC BY-SA 4.0 (Вид на водохранилище и мост, 2017 г.)
© SuperPashkin / CC BY-SA 4.0 (Вид на водохранилище и мост, 2017 г.)

Привлекала она и туристов, желавших собственными глазами увидеть этот примечательный объект. Особую популярность он обрел в 1970-х после выхода на экран многосерийного фильма «Вечный зов» — на его фоне была снята одна из самых запоминающихся сцен кинокартины. Местные жители в свою очередь со временем пользовались переправой все меньше, предпочитая передвигаться по городу на личных автомобилях.

Мост, которого больше нет

Несмотря на то, что мост выдержал как минимум два крупных наводнения, а его деревянные ледорезы из года в год успешно справлялись со своей задачей, объект тем не менее ветшал и требовал капитального ремонта. Он уже не восхищал, а скорее ужасал гостей города своим видом. Металлургический комбинат на протяжении многих лет поддерживал конструкцию в рабочем состоянии, но с закрытием проходной Цеха №6 ее передали на баланс администрации, у которой необходимых средств на обновление моста попросту не нашлось.

© НКО Благотворительный фонд «Это Мой Город» / thismycity.tilda.ws
© НКО Благотворительный фонд «Это Мой Город» / thismycity.tilda.ws

В 2014-м объект признали аварийным, оценив ремонт в 30 млн руб. Власти сообщили, что, несмотря на желание сохранить достопримечательность, в бюджете денег на эти цели нет. Местные жители ратовали за восстановление, собрав порядка 14 тыс. подписей. Многие выразили готовность оказать посильную помощь со своей стороны, но до реализации проекта дело так и не дошло.

Отмечалось, что некоторые инвесторы проявляли интерес, но вкладываться в кампанию никто не стал. Не удалось выиграть и конкурс на получение федерального гранта. А созданный по инициативе жителей благотворительный фонд не смог собрать нужную сумму. В итоге, в 2016-м объект пришлось закрыть для пешеходов, так как из-за сгнивших опор он в любую минуту мог рухнуть.

Что и случилось летом 2019-го. Экспертная оценка установила — разрушено около 60% конструкции. Местные жители выступили за сохранение уцелевшей части с надеждой на будущее восстановление переправы. Объект решили законсервировать до решения соответствующего вопроса.

Мост, который будет

Таким образом, надводная часть моста была разобрана с сохранением уцелевших пролетов — они ждут своего возвращения на прежнее место на складе. Правда, неизвестно, как долго они там пролежат и вернутся ли когда-нибудь на пруд. В апреле 2022-го в Белорецке был зарегистрирован благотворительный фонд «Это Мой Город», главной задачей которого является восстановление пешеходного деревянного моста.

© Zirman / CC BY-SA 4.0 (В 2016 году, согласно «Книге рекордов России», самым длинным деревянным пешеходным мостом в России стал 555-метровый объект через реку Киржач в одноименном городе Владимирской области)
© Zirman / CC BY-SA 4.0 (В 2016 году, согласно «Книге рекордов России», самым длинным деревянным пешеходным мостом в России стал 555-метровый объект через реку Киржач в одноименном городе Владимирской области)

По предварительным подсчетам, на эти цели необходимо свыше 50 млн руб., плюс примерно по 120 тыс. руб. ежегодно на содержание объекта. Как рассказал нашему каналу директор фонда Дмитрий Федотов, в настоящее время продолжается сбор средств и поиск подрядчика для создания проектно-сметной документации. Он уточнил, что верхняя часть моста будет воссоздана по оригинальным чертежам.

В статье использованы изображения НКО Благотворительный фонд «Это Мой Город» / thismycity.tilda.ws / vk.com/bfmycity