Найти тему

Учимся любить ошибки в школе

Ошибка - это любовь, если она проанализирована
Ошибка - это любовь, если она проанализирована

Ну что, друзья, кажется, давно я не радовала моих любимых учителей разными бесплатными методическими материалами. А их у меня с горку. Нет, с Эверест.

Захотелось поделиться с вами приёмом нормализации ошибок на уроках. Родителям тоже будет полезно почитать, чтобы сравнить, а с вашими детьми учителя такую работу проводят? Те, кто со мной давно и тем более, те, кто у меня учились, уже не удивляются такому страшному термину «нормализация ошибок». Для новичков расскажу очень тезисно, что важно знать про ошибки:

  1. Ошибка — это критический момент обучения. Это сказала не я, это слова Жана Пиаже. Учителя знают, кто это. Это классик педагогики, один из пионеров гуманистического подхода. Во времена Пиаже (100 лет назад и раньше) всё проверялось эмпирическим путём, то есть, наблюдениями. А последние 30 лет, с тех пор как научились подключать датчики к голове, многое из эмпирики стали доказывать уже инструментальным методом, изучая активность мозга. Так вот, цитата Пиаже подтвердилась научными методами. В частности, в 2011 году исследования Мозера (Moser) подтвердили, что у мозга есть две реакции на ошибку: 1) негативная, она выражается как повышение электрической активности мозга в связи с тем, что мозг сталкивается с конфликтом между правильным ответом и ошибочным, по сути, мы это осознаём, как некое расстройство: «О! Я этого не знаю» или «О! Моё знание было ошибочно!», 2) позитивная реакция на ошибку, это сигнал, который фактически осознаётся человеком как мысль уделить осознанное внимание ошибке, подумать над ней. Эти реакции идут одна следом за другой в микросекунды. Вторая реакция — и есть критический момент. Ведь то, как именно обучающийся уделит внимание ошибке, зависит от его опыта. Он либо начнёт посылать голову пеплом и стыдиться: «Какой я дурак!», «Ну и растяпа!», «Криворукий!», «Ничего сделать не могу нормально» или подумает: «Так-так, ошибочка, а ну-ка, изучим её под микроскопом и поймём, как правильно». От кого зависит опыт? Догадались уже? Конечно, от взрослых, от родителей и учителей в школе. От того, как мы реагируем на ошибки дочери сына, ученика (если мы учитель). Но не только. Мы моделируем своим поведением отношение к ошибкам и в том, как реагируем на свои ошибки и на ошибки третьих лиц, все это дети видят и считывают.
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

2.Нам с вами (нам, в смысле, учителям), от учеников нужна именно вторая реакция — осознанный анализ ошибок, восприятие ошибки не как чего-то стыдного, фатального и плохого, а лишь, как показателя того, чего я ещё не знаю или знаю неверно. Только с таким подходом обучение становится осознанным, ученик — мотивированным, а обучение идёт в радость. На ошибках надо учиться. Они только для этого и существуют. Не для пристыжения, угроз, манипуляций, запугиваний, шантажа.

3.Чтобы сформировать вот такое нормальное отношение к ошибкам, как к друзьям, которые подсказывают нам, что ещё нужно узнать или исправить в своём знании, учитель занимается на уроках той самой нормализацией ошибок. Вот мы и дошли до страшного термина. Учитель это делает на каждом уроке, каждую минуту урока, в каждой оценке, которую даёт (а оценка не равно отметка. Оценка — это словесная обратная связь, без которой отметка не несёт никакого смысла). Учитель это встраивает в рефлексию после выполнения заданий, в групповую работу, когда ученики дают обратную связь друг другу. Вот этому всему я учу учителей.

В общем-то, в основном нормализация ошибок — это бесконечный нарратив, то есть то, что учитель говорит, произносит, что пишет в тетрадях. Но не только. Есть и специальные приёмы нормализации. Их много. Есть микроскопические приёмы. Например, мы с учителями обводим ошибки учеников в сердечки и объясняем, почему ошибка — это любовь... если она проанализирована, конечно. И есть более крупные приёмы, требующие времени и долгой проработки с учениками. Поделюсь сегодня с вами одним таким.

Приём «Мишень»

Что важно сделать до применения приёма?

1. Уже иметь опыт ведения с детьми бесед на тему мышления роста и роли ошибок. Вот тут я давала бесплатно сценарий урока про мышление роста, кстати.

2. Рассказать ученикам, что, когда мы учимся, наш мозг по отношению к новой информации может оказаться в одной из 3 зон:

Зона паники — амигдала мечется, караул, я не знаю и не умею ничегооооо!

Зона обучения — уже что-то знаю и умею, но пока ошибаюсь, потому что учусь и это нормально

Зона комфорта — на автомате делаю и выдаю результат.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

В чём заключается приём?

Когда дети уже знакомы с тремя зонами, их можно визуально показать в виде мишени. Вот такую картинку можно повесить на стене или выводить на экран:

Мишень
Мишень

Далее ученикам раздаются три цветные карточки, соответствующие цветам зон в мишени: красная, зелёная, синяя. Учитель просит детей в ходе выполнения задания выставлять перед собой карточку соответствующего цвета в зависимости от того, как он чувствует, в какой он зоне сейчас с этим заданием. Основная задача — включить самоанализ ученика, его агентскую позицию в обучении. Ученик через такие простые приёмы начинает осознавать, что он не просто пустой сосуд, в который что-то льют и льют без его участия. Нет. Он именно агент своего обучения, ещё это в педагогике называется — субъект обучения. Это он сам оценивает, он знает материал или не знает. И если не знает, то его надо узнать.

Что с этим делать дальше, каждый учитель решает сам. С одним учителем, например, мы придумали, что все те, кто выставили зелёные и синие карточки, садятся в пары, синие помогают зелёным. А красных учитель собирает вместе и даёт материал, пока зелёные и синие выполняют задание. Это, кстати, мы так придумали с учителем русского языка, у которого была катастрофа с тем, что в классе была сразу целая группа детей мигрантов, плохо говорящих на русском языке. А урок вести надо, детей этих не выкинешь. Очень скоро это дало результат, и сине-зелёные не скучали, шли по обычной программе, но и красные получали периодически прямо на уроке вот такие инъекции материала, который не проходили. А у моего сына в его англоязычной школе точно так же справляются с приехавшими учениками, которые пока не говорят на английском. И это тоже работает.

С одним учителем мы пошли дальше. Мы увидели, что не все дети хотят помощи, многие в синей зоне, но тем не менее хотят разобраться сами. Да-да, не удивляйтесь. Чем больше мы прокачиваем в детях самоанализ и осознанность, тем больше обычно возникает желания самостоятельности. И мы придумали четвёртую карточку со знаком вопроса. Ученики в зелёной зоне могли выставить синюю карточку и карточку с вопросом, как сигнал, что им нужна помощь. А если нет знака вопроса, но синяя карточка есть, значит, ученик осознаёт свои ошибки, но хочет разобраться сам.

Это ещё не всё. Безусловно, без рефлексии и постоянных наших педагогических касаний ничего работать не будет. Поэтому учитель после заданий обсуждает с детьми рефлексивные вопросы: «В какой зоне ты был сегодня?», «В какой зоне тебе больше всего нравится быть и почему?», «Оказывают ли тебе помощь, когда ты ставишь знак вопроса?», «Как ты себя чувствуешь, когда чего-то не знаешь?» и так далее.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Какие результаты дает применение приёма «Мишень»?

А теперь про то, что даёт такая нормализация ошибок. Например, одна учительница делилась своим опытом наблюдений. В классе была девочка-отличница, такая, которой всё легко давалось, ей всегда было важно быть первой, отвечать без ошибок, иметь только «пятёрки». В 4 из 5 уроков она выбирала задания, которые были для неё легки и никогда не брала под звёздочкой. Заканчивала быстрее всех и потом довольная ждала остальных. Учительница предлагала ей более трудные задания, но она отказывалась. Мы с вами уже знаем, что это показатель фиксированного мышления, ученик упускает возможность более глубокой растяжки мозга. Это такая «кажимость» успешности. На самом деле, для данной ученицы это потеря времени, она не использует своё время в школе по максимуму.

В индивидуальном разговоре с учительницей девочка призналась, что боится ошибиться. Учительница много с ней говорила о мышлении роста, о том, что девочка теряет с таким подходом, рефлексировали вместе. И вот уже через пару недель девочка стала брать более сложные задания.

У другой учительницы в классе от детей были такие отклики после месяца применения приёма «Мишень»:

«Стало гораздо легче, когда я узнал, что можно чего-то не знать и не понимать, находясь при этом в зоне обучения».

«Когда я оказываюсь в зоне паники, это нестрашно, это просто значит, что я ещё не готов к этому, но когда-то буду».

«Когда из зоны комфорта я перехожу в зону обучения, это значит, что мой мозг работает и растёт».

А вот результаты внутреннего исследования другой учительницы. Она провела замеры ответов детей до начала применения «Мишени» и через несколько недель после введения приёма:

Результаты опроса учеников класса
Результаты опроса учеников класса

А вот ещё наблюдения этого же учителя:

«Я никогда не думала, что вот так прокачкой осознанности можно повлиять на эффективность обучения. Мы теперь не бежим по учебному плану. Мы стали делать меньше, но осознанно. Мы с детьми тратим, точнее, инвестируем время в развитие нашей осознанности. Дети реально прорабатывают свои ошибки. А не просто получив работы, смотрят на них и тут же убирают с глаз долой, как раньше. Они перестали стыдиться ошибок, не расстраиваются из-за отметок, отметки стали просто показателем того, „где я сейчас“. Охотнее задают вопросы. Как результат, мы и итоговые работы написали лучше всех среди третьих классов. Это так здорово, видеть осознанность в глазах, дети, как будто, поняли, зачем они здесь, в школе, они не просто сидят, не просто ждут конца урока, они реально учатся, мне иногда кажется, я вижу, как у них шевелится мозг».

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

У меня в копилке ещё много приёмов нормализации ошибок. Приглашаю и вас погрузиться в эту тему. Обычно я даю её на курсе про Обратную связь. В августе будет новый поток. А в сентябре планирую новый поток курса по технологии Кооперативного обучения. А пока можно оставить свои контакты в этой форме, когда я объявлю запуск, с вами обязательно свяжутся, и вы ничего не пропустите.

Читайте и другие мои публикации про ошибки:

1. Учу свою дочку не бояться ошибок - увидите на реальном бытовом примере, как это делать с детьми дома

2. Что сказать ребёнку в случае неуспеха? - пример реальных рабочих и нерабочих фраз в случае неуспеха

3. Как я формирую культуру обучения на ошибках - что делать, если ко мне устраиваются сотрудники, которые окончили школы, в которых их учили стыдиться ошибок

4. Две вещи, которые я хочу изменить в российском образовании - узнаете, почему нормализовать ошибку в школе критично в целом для процветания общества и даже страны

и про мышление роста:

5. Мозг можно менять - про нейропластичность мозга

6. Земляника и проточка мышления роста - увидите на реальном примере, как в быту развивать мышление роста у детей

7. Развиваем гибкое сознание несмотря на ФГОС - да, в обычной массовой школе можно развить мышление роста

8. А вы умеете хвалить ребёнка? - как правильно хвалить, чтобы развить мышление роста

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.