1983 год
СССР
Управлением КГБ по Томской области в 1983 году были выявлены многочисленные случаи распространения антисоветской и иной ущербной литературы некоторыми представителями интеллигенции города Томска. Сотрудники местного УКГБ приняли меры к пресечению распространения антисоветской и иной ущербной литературы.
Так агент «Викторов» сообщил, что сотрудник Томского университета Кащеев сочувствует лицам, нелояльным к нашему строю, имеет знакомых, которые стоят на тех же позициях, и что Кащеев дал «Викторову» для прочтения фотокопию книги Авторханова «Технология власти», один номер журнала НТС «Посев» и другие материалы, также содержащие клевету на советскую действительность.
Было установлено, что Кащеев, 1949 года рождения, инженер социологической лаборатории университета, является близкой связью ранее профилактироваиного старшего инженера той же лаборатории Кенделя, который занимался распространением среди окружения политически вредной литературы, в разговоре со знакомыми допускает идейно вредные суждения.
Так возникло дело оперативной разработки «Фарисеи» с окраской «антисоветская агитация и пропаганда».
В ходе работы по этому делу изучались личности разрабатываемых, вскрывались конкретные факты их антиобщественной деятельности, цели, устанавливались каналы поступления к объектам враждебной литературы, места её хранения, проводились оперативно-технические мероприятия, использовались возможности наружного наблюдения. В результате удалось получить данные о распространении объектами клеветнической литературы. Наши оперативные источники помогли добыть отдельные образцы её, которые направлялись на исследование. «Викторов» помог составить социально-психологические портреты Кенделя, Кащеева и некоторых их связей, раскрыть характер сложившихся между ними отношений.
В производстве пятого отдела УКГБ по Томской области находилось также дело оперативной разработки «Книжники» с аналогичной окраской на Карташова, 1928 года рождения, рабочего завода резиновой обуви, и Сайгушкина, 1944 года рождения, старшего инженера Сибирского физико-технического института. В прошлом Карташова изучали по делу оперативной проверки и профилактировали в связи с его политически вредными высказываниями.
Карташов и Сайгушкин сблизились как книголюбы. В дальнейшем они обменивались мнениями о прослушиваемых передачах зарубежных подрывных радиостанций, отрицательно высказывались о мероприятиях, проводимых КПСС и Советским государством. Формированию их негативного отношения к советской действительности в значительной степени способствовало знакомство с антисоветскими пасквилями Солженицына, Сахарова и других отщепенцев.
В марте 1981 года агент «Краснопольский» сообщил, что у Карташова появились новые книги враждебного содержания и что он ознакомил с ними Сайгушкина. Агенты «Вишняков», «Краснопольский» и доверенный Мохов помогли проследить движение некоторых распространявшихся Карташовым книг. В частности, было зафиксировано посещение Карташовым квартиры Ковалевского, заведующего лабораторией Института биологии и биофизики при Томском университете. Стало известно также, что один из сослуживцев Карташова отзывался о Ковалевском как о «яром антисоветчике», хранящем дома политические пасквили. Оперативное криминалистическое исследование пометок на машинописной копии книги Солженицына, которую агент «Краснопольский» получил от Карташова, показало, что они исполнены рукой Ковалевского. С учетом этих данных его стали разрабатывать по делу «Книжники». Особое внимание уделялось выявлению канала поступления к нему литературы и мест еёхранения. Наряду с другими проверялась версия о преступном характере контактов Ковалевского с многочисленными связями в Москве, Ленинграде, Красноярске, Новосибирске, куда он периодически вылетал в служебные командировки.
С учётом сходства содержания литературы, распространяемой «книжниками» и «фарисеями», выяснялся вопрос о возможной связи между этими группами разрабатываемых. Получить такие данные было трудно, так как они вели себя крайне настороженно, поскольку имели представление о некоторых методах работы органов госбезопасности, тщательно проверяли своих знакомых.
Продолжение следует...
(Источник: Иванов К., Машков А.)