Найти в Дзене

Мост Траяна через Дунай

Самый длинный древнеримский мост был перекинут в 103-105 году через Истр (Дунай) по приказу императора Траяна. Проектирование данного грандиозного сооружения было поручено Аполлодору Дамасскому, одному из самых знаменитых архитекторов того времени. Мост был возведен для тыловой поддержки второго похода против даков в военной кампании 105-106 годов. Длина моста составляла 1135 метров, и он с двух сторон был укреплен крепостными сооружениями. Судя по рельефному изображению моста на триумфальной колонне Траяна в Риме, переправа имела деревянную конструкцию проезжей части, установленную на каменных опорах. Ширина моста составляла 20 метров, при высоте 45 метров. В 1856 году при небывалом обмелении Дуная из воды обнажились все 20 несущих конструкций моста в виде опор. В настоящее время из них сохранилось только восемь, причем две опоры были снесены, так как осложняли речное судоходство. Неподалеку от моста частично сохранилась высеченная в скале надпись, в которой Траян сообщает о завершении строительства военной дороги и моста. Длина надписи 4 метра, при высоте 1.75 метра.

В более чем десяти публикациях современных российских авторов приводятся ошибочные сведения о разрушении деревянных конструкций арок моста императором Аврелианом приблизительно в 270 году, после ухода римлян из Дакии. В действительности мост был разрушен не через 165 лет, а уже спустя полвека после его возведения по приказу императора Адриана, с целью воспрепятствования проникновения враждебных племен на правобережную римскую территорию. Согласно сведению Диона Кассия: «Адриан боясь, чтобы варвары по избиении гарнизона не открыли доступа в Мезию, уничтожил проезжую часть моста». Что касается судьбы самого архитектора сооружения, то Адриан уничтожил Аполлодора так же как разрушил его мост. После ссоры с императором архитектор был казнен, возможно, по причине возникших разногласий в разумности и преждевременности уничтожения своего величайшего строения.

В недавней публикации российский автор утверждает, что отсутствие моста в значительной степени помешало Траяну завершить покорение Дакии еще в первую дакийскую войну. По его мнению, отсутствие каменной переправы не позволило римлянам оперативно осуществлять переброску на левобережье Дуная осадной техники, продовольствия и воинских контингентов. Но в 101 году римская армия без проблем перешла через Дунай двумя колоннами на территорию Дакии по заранее выстроенным понтонным мостам возле Дробеты. А в переброске осадных орудий к стенам дакийских крепостей не было необходимости, так как богатая лесом Дакия позволяла легионерам изготовить их непосредственно на месте ведения боевых действий. Вышеупомянутый мною Дион Кассий сказал, что «Мост не приносит нам никакой пользы». То есть, в строительстве такого величественного сооружения отсутствовала какая-либо целесообразность, в том числе военная и транспортная. При возведении моста через Дунай императором Траяном двигало единственное желание продемонстрировать противнику военную мощь и техническое превосходство римлян, а также произвести неизгладимое впечатление на другие соседние народы и племенные объединения.

Летом 105 года Траян осмотрел мост Аполлонодора, построенный трудом воинов VII легиона Клавдия в период 103-105 годов. Незадолго до этого римляне отбили нападение даков на подступах к переправе. Когда Траян освещал мост, шесть чужеземных делегаций ждали прибытия императора. Дакские послы от имени царя Децебала обещали мир при условии, что римляне не начнут войну. Присутствовали также послы германцев – свевов, посланники греческих государств, в том числе представители Боспорского царства и делегация из далекой Индии. Историк Кассий Дион видел мост примерно через 70 лет после его возведения. К тому времени верхние элементы уже были сняты по приказу императора Адриана. После осмотра места бывшей переправы летописец пришел к выводу, что «Мост был возведен лишь для того, чтобы доказать, что не существует ничего, чего не дано совершить человеческой природе».

В 55 году до новой эры подконтрольные Риму галльские племена предложили Цезарю свои корабли для переправы римлян через полноводный Рейн, но проконсул не принял данное предложение и повелел построить мост через речную преграду. В своих записках о «Галльской войне» Цезарь прямо указывает, что «Мост гораздо больше соответствует его собственному достоинству и достоинству римского народа». В месте возведения деревянного моста глубина реки достигала десяти метров, тем не менее, легионеры возвели переправу всего за полторы недели. Длина моста достигала 400 метров, при ширине девять метров. Спустя 18 дней, после возвращения легионов с территории враждебных германских племен, Цезарь приказал уничтожить мост.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
Изображение моста на триумфальной колонне Траяна в Риме
Изображение моста на триумфальной колонне Траяна в Риме