Собственно, тема сегодняшней подборки заявлена в названии, так что не откладывая в долгий ящик приступим. Замечу только, что где-то птицы будут главными героями картин, а где-то только элементами пейзажа, но тем не менее они точно на этих полотнах будут изображены.
Начнем с художника, которого разные источники причисляют к разным странам, одни пишут, что он русский художник, другие - что украинский. Не вдаваясь в детали этого спора (особенно взрывоопасного в нынешние времена), отмечу, что годы жизни Сергея Ивановича Васильковского 1854 - 1917, поэтому можно смело утверждать, что художник был родом из Российской империи, а точнее из Харьковской губернии.
К сожалению, работа не датирована, поэтому сложно сказать к какому периоду творчества художника она относится. Местность тоже определить затруднительно, поэтому эта картина выходит максимально обобщенным образом "царства уток" где-то на бескрайних просторах империи. На берегу заросшего небольшого озера (а может, поймы реки) мы видим стаю уток, после отдыха вновь отправляющуюся в путь. Закатные всполохи на небе довершают этот спокойный и лиричный пейзаж.
Далее у нас будет Иван Иванович Шишкин, я думаю, вы еще в начале статьи поняли, что без его работ в данной коллекции не обойтись. На обеих работах мы с вами видим, лесные угодья с водоемами, которые облюбовали цапли и журавли:
Работы эти разделяет немалый срок - 20 лет, и, на мой взгляд, мы несомненно наблюдаем здесь отход Шишкина от академической живописи в сторону все большего реализма, который так недолюбливали критики в его время (говоря о "фотографичности" картин), да и сейчас таковые находятся тоже... Впрочем, критики критиками, а талант есть талант, поэтому никто не может оспаривать тот факт, что Шишкин навсегда останется в ряду наших величайших пейзажистов.
Далее у нас идет картина еще одного пейзажиста, считавшего себя "рисовальщиком природы", что думаю, роднит его с предыдущим художником. Речь идет о Арсении Ивановиче Мещерском.
На картине уже зрелого мастера, профессора Академии художеств, мы видим отдыхающих на заболоченном водоеме диких гусей. По моему мнению, при взгляде на подобную картину берет грусть-тоска, особенно если вы живете в мегаполисе... А ваше мнение вы всегда можете высказать в комментариях, что я всегда призываю вас делать.
Далее у нас идет горный пейзаж с соответствующими птицами: точно можно сказать, что они хищные, а орлы это, орланы или беркуты (или, может быть, еще кто) - не берусь судить, ибо не специалист:
Об авторе этой работы, художнике-передвижнике Александре Александровиче Киселёве, уже была подробная статья на моем канале, если пропустили, то вот ссылка:
Далее у нас будет картина еще одного передвижника - Ефима Ефимовича Волкова, "неотесы и настоящего мужика в искусстве" как описывал его коллега Яков Минченков. И далее продолжал:
Но люди, соприкасавшиеся с природой, бродившие на охоте по болотам, опушкам леса, лугам, хотя бы случайно наблюдавшие утренние, вечерние зори и не искушенные в тонкостях искусства, любили пейзажи Волкова. Они подпевали народной песне Волкова.
И закончим двумя работами художника, очень любившего природу, и называвшего ее нашим "главным учителем". На закате своей жизни он даже написал книгу очерков о природе, а также сделал большое количество иллюстраций к книгам Виталия Бианки. Речь идет об Аркадии Александровиче Рылове.
Последняя картина, являющаяся предшественницей к популярной работе Рылова "В голубом просторе", наверное, вам известна, но, возможно, вы не знали того факта, что она является авторским повторением. В воспоминаниях самого художника есть небольшая ремарка, поясняющая судьбу оригинала, созданного в 1912 году:
Эту картину купил на выставке банкир Винтерфельд, который в революцию исчез вместе со своим собранием картин.
И там же Рылов рассказывает о работе над этим полотном:
В течение нескольких лет, кроме других картин, я работал над стаей лебедей, летящих над бурной Камой… Мне хотелось передать полёт могучих белых птиц, преодолевающих сильный ветер над жёлтыми водами широкой реки… Я видел их в натуре близко, над самой головой, на Каме, близ села Пьяный Бор, где одно лето я писал этюды…
Спасибо за прочтение. К этой теме я еще постараюсь вернуться, так что следите за новыми публикациями на канале "История живописи". И, конечно, ставьте лайки и комментируйте, если есть на то ваше желание.