Найти тему
История живописи

Птичье "царство" на дореволюционных картинах художников

Собственно, тема сегодняшней подборки заявлена в названии, так что не откладывая в долгий ящик приступим. Замечу только, что где-то птицы будут главными героями картин, а где-то только элементами пейзажа, но тем не менее они точно на этих полотнах будут изображены.

Начнем с художника, которого разные источники причисляют к разным странам, одни пишут, что он русский художник, другие - что украинский. Не вдаваясь в детали этого спора (особенно взрывоопасного в нынешние времена), отмечу, что годы жизни Сергея Ивановича Васильковского 1854 - 1917, поэтому можно смело утверждать, что художник был родом из Российской империи, а точнее из Харьковской губернии.

"Утиное царство", С.И. Васильковский. Воронежский областной художественный музей.
"Утиное царство", С.И. Васильковский. Воронежский областной художественный музей.

К сожалению, работа не датирована, поэтому сложно сказать к какому периоду творчества художника она относится. Местность тоже определить затруднительно, поэтому эта картина выходит максимально обобщенным образом "царства уток" где-то на бескрайних просторах империи. На берегу заросшего небольшого озера (а может, поймы реки) мы видим стаю уток, после отдыха вновь отправляющуюся в путь. Закатные всполохи на небе довершают этот спокойный и лиричный пейзаж.

Далее у нас будет Иван Иванович Шишкин, я думаю, вы еще в начале статьи поняли, что без его работ в данной коллекции не обойтись. На обеих работах мы с вами видим, лесные угодья с водоемами, которые облюбовали цапли и журавли:

"Лесной пейзаж с цаплями", И.И. Шишкин, 1870. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Лесной пейзаж с цаплями", И.И. Шишкин, 1870. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Болото. Полесье", И.И. Шишкин, 1890. Художественный музей Белоруссии, Минск.
"Болото. Полесье", И.И. Шишкин, 1890. Художественный музей Белоруссии, Минск.

Работы эти разделяет немалый срок - 20 лет, и, на мой взгляд, мы несомненно наблюдаем здесь отход Шишкина от академической живописи в сторону все большего реализма, который так недолюбливали критики в его время (говоря о "фотографичности" картин), да и сейчас таковые находятся тоже... Впрочем, критики критиками, а талант есть талант, поэтому никто не может оспаривать тот факт, что Шишкин навсегда останется в ряду наших величайших пейзажистов.

Далее у нас идет картина еще одного пейзажиста, считавшего себя "рисовальщиком природы", что думаю, роднит его с предыдущим художником. Речь идет о Арсении Ивановиче Мещерском.

"В Кочках", А.И. Мещерский, 1889. Нижегородский художественный музей.
"В Кочках", А.И. Мещерский, 1889. Нижегородский художественный музей.

На картине уже зрелого мастера, профессора Академии художеств, мы видим отдыхающих на заболоченном водоеме диких гусей. По моему мнению, при взгляде на подобную картину берет грусть-тоска, особенно если вы живете в мегаполисе... А ваше мнение вы всегда можете высказать в комментариях, что я всегда призываю вас делать.

Далее у нас идет горный пейзаж с соответствующими птицами: точно можно сказать, что они хищные, а орлы это, орланы или беркуты (или, может быть, еще кто) - не берусь судить, ибо не специалист:

"Горная река", А.А. Киселев, 1894. Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.
"Горная река", А.А. Киселев, 1894. Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Об авторе этой работы, художнике-передвижнике Александре Александровиче Киселёве, уже была подробная статья на моем канале, если пропустили, то вот ссылка:

Далее у нас будет картина еще одного передвижника - Ефима Ефимовича Волкова, "неотесы и настоящего мужика в искусстве" как описывал его коллега Яков Минченков. И далее продолжал:

Но люди, соприкасавшиеся с природой, бродившие на охоте по болотам, опушкам леса, лугам, хотя бы случайно наблюдавшие утренние, вечерние зори и не искушенные в тонкостях искусства, любили пейзажи Волкова. Они подпевали народной песне Волкова.

И закончим двумя работами художника, очень любившего природу, и называвшего ее нашим "главным учителем". На закате своей жизни он даже написал книгу очерков о природе, а также сделал большое количество иллюстраций к книгам Виталия Бианки. Речь идет об Аркадии Александровиче Рылове.

"Чайки над водой", А.А. Рылов, ок. 1909. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
"Чайки над водой", А.А. Рылов, ок. 1909. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
"Лебеди над Камой", А.А. Рылов, 1920, повторение картины 1912 года. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
"Лебеди над Камой", А.А. Рылов, 1920, повторение картины 1912 года. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

Последняя картина, являющаяся предшественницей к популярной работе Рылова "В голубом просторе", наверное, вам известна, но, возможно, вы не знали того факта, что она является авторским повторением. В воспоминаниях самого художника есть небольшая ремарка, поясняющая судьбу оригинала, созданного в 1912 году:

Эту картину купил на выставке банкир Винтерфельд, который в революцию исчез вместе со своим собранием картин.

И там же Рылов рассказывает о работе над этим полотном:

В течение нескольких лет, кроме других картин, я работал над стаей лебедей, летящих над бурной Камой… Мне хотелось передать полёт могучих белых птиц, преодолевающих сильный ветер над жёлтыми водами широкой реки… Я видел их в натуре близко, над самой головой, на Каме, близ села Пьяный Бор, где одно лето я писал этюды…

Спасибо за прочтение. К этой теме я еще постараюсь вернуться, так что следите за новыми публикациями на канале "История живописи". И, конечно, ставьте лайки и комментируйте, если есть на то ваше желание.