Чудо-бархан Сарыкум в Дагестане. Личный опыт и немного теории

Эту природную «диковинку» (а бархан Сарыкум это диковинка, и еще какая) во время первой поездки в Дагестан мне посетить не удалось. Теоретически посещение бархана входило в маршрут нашей групповой экскурсии к Сулакскому каньону. И было запланировано на вечер. Встретить закат на вершины дюны, что может быть романтичнее? Но практически, из-за несобранности некоторых членов группы, мы на бархан так и не попали.

Сарыкум переводится как Желтые пески. В некоторых местах он (или они, не знаю как правильнее) очень "фотогеничен".

И если честно, я особо и не расстроился. Впечатлений (и усталости) за день и так набралось предостаточно. Я себя утешил тем, что настоящую Сахару я уже видел, даже гонял там по барханам на джипе. И вряд ли в куче песка посреди гор может быть что-то интересное.

Так непрезентабельно бархан выглядит с трассы Р-217 "Кавказ"

Уже на следующее утро, отоспавшись и отдохнув, я снова захотел посмотреть, что же удивительного в этом бархане Сарыкум, но было поздно. Впереди ждал Гуниб, Избербаш, Дербент, Каспийск. Каждый со своей изюминкой. На Желтые пески, (так незатейливо переводится с кумыкского, одного их многочисленных дагестанских языков, слово Сарыкум) просто уже не было времени.

А так при более близком знакомстве

Но желание посмотреть на это чудо-бархан никуда не исчезло, а просто затаилось, чтобы напомнить о себе при первой возможности. Через год мы снова оказались в Дагестане, возвращались домой из Азербайджана, и решили перед самолетом на полтора дня задержаться в Каспийске. И я решил все-таки посмотреть на Сарыкум, так ли он удивителен. Вернее подумал, если встану пораньше, то поеду, а если просплю, то пойду на пляж.

Но, прежде чем рассказать про мою поездку, небольшая географо-историческая справка о дагестанском природном феномене. Разумеется, барханов в мире огромное количество, но по некоторым критериям Сарыкум действительно уникален. Кому не интересно справку можно и пропустить.

На гребне Сарыкума

1. Среди одиночных барханов Сарыкум номер один в мире. Одиночные барханы сами по себе большая редкость в "песчаном" мире, как альбиносы среди людей. Конечно, в настоящих пустынях, Сахара, Каракумы, Гоби есть барханы и повыше. Но на то они и пустыни. Ближайшая настоящая пустыня Кызылкум находится в Средней Азии и ее отделяет от Сарыкума триста с лишним километров, которые по большей части тянутся по Каспийскому морю. Но даже и в ней вряд ли найдутся барханы высотой 260 метров. Именно такая высота у Сарыкума. Хотя высота у бархана понятие относительное. Из-за ветров она часто меняется. Но у Сарыкумского бархана она относительно постоянная. Хотя еще не так и давно, по историческим меркам, лет сто пятьдесят назад, высота бархана была метров 600-700. По крайней мере, так утверждал Александр Дюма, которому показывали бархан во время его поездки по Кавказу.

2. Длина бархана около трех километров, ширина примерно два. Отличительная черта барханов в том, что они не стоят на одном месте, а передвигаются по пустыне. Все из-за тех же ветров. Ветра на бархане Сарыкум так же дуют постоянно. Но Желтые Пески стоят на месте. Вернее песок на вершине передвигается, как и положено, то вверх, то вниз, но само основание бархана стоит неподвижно уже многие столетия.

Здесь даже водится средиземноморская черепаха. Но я бы лучше посмотрел на мохноногого тушканчика

3. А этот необычный факт нужно принять на веру. Эта относительно небольшая "куча песка" родной дом для более чем тысячи видов животных. Оставлю эту цифру на совести Википедии. Думаю, составитель статьи отнес к животным и все виды насекомых и бабочек живущих на бархане. Проверить эту цифру никак невозможно. По крайней мере, рядовому туристу приехавшему на бархан лишь на пару часов. Я видел лишь пару ящериц и грозные предупреждения о ядовитой гюрзе. Вот лишь небольшой список птиц встречающихся в окрестностях: чёрный аист, змееяд, курганник, европейский тювик, стервятник, белоголовый сип, черный гриф, беркут, степная пустельга, стрепет, филин. Всего их насчитывается 170 видов.

Хотя вот новость от 21.05.2023 года. "Новый для Дагестана краснокнижный вид насекомых найден на Сарыкуме!" Значит ученые-энтомологи не дремлют. Новость с официального сайта заповедника Дагестанский. Кому интересно, заходите.

4. С флорой ситуация чуть проще. Всего "279 видов редких растений, в том числе несколько эндемичных". В кавычках цитата все с той же всезнающей Википедии. Эндемичных это значит встречающихся лишь на этой территории. Растений, в отличии от животных, вы встретите немало пока идете к вершине бархана. Но какие из них редкие, а какие обычные вы все равно не поймете.

Ху из ху, поймет только настоящий ботаник

5. Есть несколько версий происхождения бархана. Мне больше нравится полуфантастическая. Когда-то, многие тысячелетия назад, песок в это место перенес огромной силы ураган. Эту версию поддерживают некоторые ученые. Но все же большинство считает, что бархан появился из-за ветров выдувающих песок из окрестных гор в одно место. Процесс этот продолжался миллионы лет и в результате на свет "народился" бархан Сарыкум. Мне кажется версия тоже так себе, довольно спорная, но ученым, конечно, видней. Но главное, однозначной версии нет. И это тоже само по себе удивительно.

6. Большинство из нас знакомо с барханом Сарыкум заочно. Все "пустынные" сцены из фильма "Белое солнце пустыни" снимались здесь. Согласитесь, сходство с пустыней стопроцентное.

Одна из самых запоминающихся сцен фильма это вызволение Саида из песчаного "плена". Мишулин сидит в специальном деревянном ящике

Теперь чуть подробнее про нашу поездку. Планировал я поехать один. Но когда утром проснулся, в семь часов, на кухне меня уже поджидала одна из моих спутниц, решившая присоединиться. Компании я только обрадовался. Вдвоем и веселее, да и дешевле.

Из Каспийска до бархана мы добирались на Яндекс такси. Цену не помню, но разделенная на двоих она не показалась большой. Гораздо больше смутило время. Сорок километров ехать больше часа. Мне представлялось все это быстрее. Тем более большая часть пути проходит по Дербентскому шоссе.

До поворота на Сарыкум мы домчались довольно резво. Дагестанские водители умеют и любят ездить быстро. Но последние пять километров приходятся на бездорожье. И преодолевали мы его примерно столько же, сколько и ехали до него. Особо живописной дорогу не назовешь, скорее просто раздолбанной.

Сплошная сельская идиллия

К объекту, на который ежедневно приезжают сотни туристов можно, конечно было бы, и асфальт проложить. Но это Дагестан и здесь все чуть-чуть по- другому. А может и хорошо что нет дороги, тогда туристов было бы еще в разы больше.

Так бархан смотрится со стоянки. Особо он меня не впечатлил.

Приехали мы в 9-10, но на стоянке уже стояло несколько микроавтобусов и машин. Хотя стоянка огромная и места там в любое время хватит всем.

Кассы открываются в 9-00, так что мы приехали вовремя, хотя и были далеко не первыми.

Белые микроавтобусы это групповые экскурсии едущие на Сулакский каньон. Джипы это индивидуальные экскурсии, тоже на каньон.

Перед входом в заповедник руины поселка Кумторкала. До 1970 года в нем жило почти две тысячи человек. Но в мае в Дагестане произошло очень сильное землетрясение. Многие села были разрушены до основания. Власти решили не восстанавливать Кумторкалу, а построить новый поселок Коркмаскала километрах в пяти от старого.

Бывшая железнодорожная станция

Тут же находится кафе "Сурихум". Можно попить чаю из настоящего самовара и чем-нибудь перекусить. В кафе мы конечно не заходили. Сразу пошли дальше. Но решил довести информацию до вашего сведения. Вдруг кому-нибудь пригодится.

Неподалёку есть родник. Так что чай должен быть вкусный

Входной билет на бархан стоил (август2022г) 150 рублей. Сейчас в 2023 уже 200. На территории еще есть "Музей природы". Совсем небольшой, там можно посмотреть кто здесь водится. Стоимость 50 рублей. Билет нужно покупать в кассе и лучше вместе с входным билетом, чтобы потом не возвращаться. Если хочется совсем "сжиться" с барханом можно заказать экскурсию по территории заповедника. Только нужно предварительно позвонить по телефону 8 8722628507

Белое здание это и есть Музей природы. Наверху обзорная площадка

Наверх проложена специальная тропа. Сходить с нее запрещается. Да и особого смысла нет. По дорожке идти намного удобнее чем по сыпучему песку. Начинается она "чинно", с железной лестницы с большими ячейками в полу через которые легко просачивается песок.

Внизу растут кустарники, и даже небольшие деревья. Нет даже и намека на какую-то пустыню.

Начало маршрута

Чуть выше, минут через пять, меняется и пейзаж и лестница. Лестница деревянная, пейзаж, я бы назвал его, лесостепью.

Время 9-32, а люди уже спускаются вниз.

Еще минут через пять, пейзаж, уже скорее, степь, которую побеждает пустыня. И лестницы становятся все круче. Хотя еще и утро, но уже жарко. И на жаре заряд энтузиазма и бодрости, с которым начинался подъем потихоньку "подтаивает" как мороженое.

Эту природную «диковинку» (а бархан Сарыкум это диковинка, и еще какая) во время первой поездки в Дагестан мне посетить не удалось.-16

Минут через двадцать мы добираемся до главной обзорной площадки. Она довольно большая, есть даже скамейки, чтобы посидеть. Вид с нее открывается и на горы Нарат-Тюбе, и на далекую трассу, и на сам бархан Сарыкум. Смотрите видео, но лучше без звука, сильный ветер.

Явно не хватает тента. Возможно, он когда-то и был, но ветра наверху сильные и постоянные, вот и пришлось снять

Ветер здесь 365 дней в году. Благодаря ему бархан и появился. По одной из версий ученых ветер с окрестных гор выдувал слабые песчинки и приносил их сюда. И так на протяжение многих тысячелетий.

С одной стороны бархана степь. Если смотреть с обзорной площадки четко видно границу между барханом и степной полосой.

Махачкалинская степь

С другой предгорья хребта Нарат-Тюбе. Где-то рядом протекает небольшая речка Шура-озень. Мне она почему-то совершенно не запомнилась. если подойти к обрыву то внизу можно увидеть еще один бархан. Вернее то, что от него оcталось. Из него многие годы брали песок для строительных нужд и потихоньку, самосвал за самосвалом, уничтожили.

Горы Нарат-Тюбе

В теории на бархан можно лишь смотреть с обзорной площадки. Даже висит грозная табличка: внимание! проход на гребень запрещен. Но, если честно, это мало кого останавливает. Либо очень законопослушных, либо тех, кто очень устал и ищет уважительную причину не идти дальше. И думаю ленивых намного больше чем послушных.

Эту природную «диковинку» (а бархан Сарыкум это диковинка, и еще какая) во время первой поездки в Дагестан мне посетить не удалось.-20

Одно дело выйти из джипа где-нибудь в Сахаре и воскликнуть, о пустыня какая ты чудесная и удивительная. (Или какую-нибудь подобную чушь). И совсем другое протопать полчаса в гору под палящим солнцем. после такой прогулки совсем по-другому смотришь на эту гору песка. И конечно глупо не пройти еще несколько сот запретных метров и не увидеть настоящую пустыню.

Эту природную «диковинку» (а бархан Сарыкум это диковинка, и еще какая) во время первой поездки в Дагестан мне посетить не удалось.-21

Красивым бархан вряд ли можно назвать. Разве что наверху, на самом гребне, он все-таки красив, своей особенной, пустынной красотой. Уходящий вдаль золотисто-желтый гребень с неповторимыми, удивительными рельефными узорами нарисованных ветром.

Эту природную «диковинку» (а бархан Сарыкум это диковинка, и еще какая) во время первой поездки в Дагестан мне посетить не удалось.-22

Полукруглый, ярко выраженный гребень вначале затоптан туристами, но если пройти чуть дальше то совершенно нетронутый, девственный. А если никуда не торопитесь, то можно зайти и подальше. Но большинство, и мы тоже, ограничиваются фотосессией.

Эту природную «диковинку» (а бархан Сарыкум это диковинка, и еще какая) во время первой поездки в Дагестан мне посетить не удалось.-23

Да и жарко было, хотя и было всего десять часов утра. Представляю, что там творилось в обед. Бархан Сарыкум официально считается самым жарким местом в Дагестане со своим особенным микроклиматом. Летом песок нагревается до 60 градусов, хотя именно на вершине, и я и Алла, ходили босиком. Сначала ногам было горячо, но вскоре ноги привыкли.

Вид на смотровую площадку с гребня

С вершины смотровая площадка кажется совсем маленькой. Поэтому мне кажется надо обязательно подняться на гребень, чтобы сказать, что ты был на бархане Сарыкум.

Минут через десять нафотографировавшись и налюбовавшись видами, мы отправились в обратный путь.

А кто-то совершенно не спешил и решил попить кофейку. Или наоборот, так спешил, что не успел взбодрить себя дома

Не скажу, что спускаться было намного легче чем подниматься. Некоторые ступеньки довольно высокие. А некоторые и просто-напросто сломаны. Надеюсь к новому сезону их починили. И главное, когда пойдете не забудьте взять с собой воду. Пригодится точно.

Дорога обратно

Всего на подъем, спуск и небольшую прогулку по бархану у нас ушло чуть больше часа.

Но как оказалось внизу нас ожидал небольшой квест. Под название "Выберись с бархана Сарыкум". Сюда мы приехали на такси, но как оказалось этот вариант работает только лишь в одну сторону. На въезд. На выезд, увы, нет. Яндекс такси вообще не ловило. Да и какой идиот поедет в эту глушь за клиентом по напрочь ушатанной дороге.

Рядом с кассой висело объявление с телефоном местного таксиста. Я обратил на него внимание еще когда покупал билеты. Но он оказался на выезде и обещал подъехать через полчаса.

Не уверен, но мне кажется это и есть такси. Только на такой машине можно беспроблемно ездить туда-обратно по здешней дороге. Сфотографировал авто еще утром

Ждать мы не хотели. Нас самих ждало Каспийское море. И моя супруга, которую я "предательски" бросил. Идти пешком, разумеется, тоже желания не было. Поэтому пошли на стоянку и стали искать, не найдутся ли добрые люди, которые согласятся довезти нас до города или хотя бы до трассы.

Большинство машин ехало к Сулакскому каньону (про нашу поездку туда дам ссылки в конце статьи) и, разумеется, в них были заняты все места. Но на наше счастье в одной сидело лишь две девушки, и их водитель согласился нас подвезти. Причем совершенно бесплатно и даже чуть поменяв маршрут. С разрешения девушек он отвез нас на автобусную станцию в Коркмаскале. Оттуда мы и вызвали такси. И в 12 часов уже были на пляже.

Всего поездка по маршруту: Каспийск квартира - бархан - пляж заняла у нас четыре часа. И я считаю, что потрачены они были не зря. Люблю "коллекционировать" в своей памяти такие вот необычные диковинки.

Как вам такое название фотографии? "К нему не зарастет народная тропа". Цитата из А.С. Пушкина. Но мне кажетсяб она очень подходит. Сарыкум тоже природный нерукотворный памятник

Если планируете посмотреть еще и Сулакский каньон (а я это советую сделать обязательно), то лучше берите экскурсию. Сразу убьёте двух зайцев. Групповую, если вы один или двое. А если три, четыре человека, то можно и индивидуальную. Разница по деньгам невелика, а впечатления от персональной все-таки другие. Тут вы сами себе хозяева, а в группе передвигаемся по команде.

В Каспийске прямо с пляжа можно увидеть корабли Каспийской военной флотилии. Хотя, наверное, и не каждый день. Это фото перед днем ВМФ

Выбрать или хотя бы прицениться к экскурсиям можно здесь или здесь. Причем из любого города: Махачкала, Каспийск, Избербаш или Дербент. Хотя Махачкалу из списка городов, где можно остановиться на отдых надолго, я бы исключил. (Но это мое личное мнение, и не более того).

Разумеется, можно найти экскурсию и на улице. Стоить будет чуть дешевле. Ну, а качество, как повезет. Тем девушкам, которые подвозили нас с Аллой с бархана, точно не повезло. Как человек их водитель очень хороший, а вот как экскурсовод не очень.

Сулакский каньон. Разумеется его лучше увидеть вживую. Никакое фото не передаст его красоты и уникальности. Тем более  фото с телефона
Сулакский каньон. Разумеется его лучше увидеть вживую. Никакое фото не передаст его красоты и уникальности. Тем более фото с телефона

А если ваша цель только бархан Сарыкум, то лучше добираться самостоятельно.

Если вы любитель жесткой экономии, то можно "заморочиться" и с общественным транспортом. Надо доехать до села Коркмаскала. Автобусы идут с автовокзала в Махачкале. Например 505, он идет до Назрани. Думаю, если сказать водителю про бархан, он остановит в нужном месте. А дальше или пешком или ловите попутку. В общем, добираетесь долго и интересно. И обратно так же.

Поэтому лучше все-таки на такси. И летом желательно пораньше утром. Но с учетом нашего опыта. Выгоднее договориться с частником, чтобы подождал. Имейте ввиду парковка на бархане платная. Сто рублей час. Но это цена 2022 года.

Заброшенный аул Гамсутль. Но нам больше запомнился даже не сам аул, тоже по-своему удивительный, а дорога до него. Незабываемые, для нас, три тысячи двести метров

От Каспийска до бархана Сарыкум примерно 45 километров. Так как Каспийск довольно большой город, то точное расстояние зависит от района, в котором вы будете жить. Время в одну сторону, плюс-минус час.

От Махачкалы расстояние 25 километров. Но тоже все зависит от района. А по времени примерно тот же час. Так как из Махачкалы еще надо выехать. А она столица республики. И движение в ней столичное.

От Избербаша расстояние вроде бы и 80 километров, но время вы потратите не намного больше.

А если хотите за одну поездку посмотреть все красоты Дагестана, да еще и отдохнуть в хорошей компании, то посмотрите авторские туры по Дагестану. Цены в них очень разумные, а впечатления незабываемые.

Закат на пляже в Махачкале

Рассказы про Дагестан

Поездка в Дагестан. Личный опыт.

Дагестан. Сулакский каньон. Личный опыт.

Поездка на лодках по реке Сулак. Экскурсия на Сулакский каньон.

Желаем приятного отдыха!

Ставьте, пожалуйста, лайки статье, если она вам понравилась. Доброе слово и кошке приятно!

И подписывайтесь на наш канал. Постараемся, чтобы Вам было интересно и полезно наше знакомство.

Если хотите что-то добавить, оставляйте, пожалуйста, свои комментарии.