Это только на словах поездка на лодках звучит просто. А в жизни это целое приключение, которое запомнится надолго. Про первую часть этого приключения, осмотр Сулакского каньона сверху, с лучших обзорных точек, мы уже писали. Ссылка будет в конце статьи. Первую часть экскурсии можно назвать "созерцательной". Ты по большей части ходишь, смотришь по сторонам и говоришь "вау, как здесь красиво". А вторую я бы назвал "адреналиновой". Хотя красивых видов там тоже хватает, но мне все же больше запомнилось, как кровь бурлила по жилам во время скоростного джиппинга к реке. Да и во время самой поездки было тоже несколько "волнительных" моментов.
Сначала нужно попасть на территорию Чиркейской ГЭС. Той самой, на которую любовались сверху. Объект режимный, поэтому въезд по пропускам. Для этого нужен паспорт. Не забудьте взять с собой. Я свой оставил в номере, хотя нам и говорили. Хорошо, что на телефоне, на всякий пожарный случай, есть фото всех документов. Сошел и такой, так как нас пропускали общим списком. Занесли данные всех пассажиров в какую-то ведомость, и охранник просто пересчитал нас по головам, не проверяя документы. Будьте готовы к продолжительному ожиданию, так как желающих много.
Нас предупредили, что останавливаться на территории ГЭС строжайше запрещено и взмахом руки обозначив направление пропустили. Так что можно сказать, что у нас была маленькая обзорная экскурсия по станции. Нам нужно было, двигаясь по указателям-стрелкам на зданиях, доехать до туннеля. Проезжая по территории начинаешь понимать ее размеры. Умели строить в советское время. Эта ГЭС входит в так называемый каскад Сулакских ГЭС. Чиркейская, Миатлинская и комплекс Чирюрских ГЭС. Спасибо надо сказать нашим отцам и дедам, что столько всего нам понастроили. Кому интересны цифры, можете почитать здесь. Впечатляют. Если захочется попасть на полноценную экскурсию по ГЭС, то они официально проводятся по определенным дням (кажется вторник) но нужно заранее написать запрос в офис филиала РусГидро в Дагестане.
Чтобы попасть к месту стоянки катеров, нужно проехать еще километров 10-12 (а то и больше) по очень живописной дороги. Начинается она очень необычно: с длинного, метров 800, туннеля. Потом обычная грунтовка, огороженная с одной стороны от злоумышленников мотками колючей проволоки. Но чем выше в горы, тем дорога становится все экстремальнее. Как на ней разъезжаются местные (и не местные) водители мне не очень понятно. Иногда проезжаешь в нескольких десятках сантиметрах от края, местами даже, ничем неогороженной пропасти. Я бы на своей машине туда соваться не стал. И не только из-за таких "особенностей" дороги, но и за ее качества. Грунтовка осталась внизу, у ГЭС, а здесь просто бездорожье, по которому на седане неподготовленному человеку вряд ли и проехать. Может быть, я и преувеличиваю, но у меня остались такие воспоминания. По крайней мере, несколько сложных участков точно есть.
Примерно через час доезжаем до села Зубутли. Это уже почти конечная точка поездки. Почти, потому что до речного вокзала, где лодочный причал еще метров 500. Преодолеть их можно или пешком или на УАЗике. Спуск стоит 500 рублей и в стоимость экскурсии не входит. Пятьсот рублей цена всей машины и сесть в нее могут хоть два человека, хоть десять. Можно даже стоять на спецподножке сзади. Обязательно находятся желающие. Я и сам ехал стоя. Думал поснимаю. Но куда там. Надо держаться за машину двумя руками иначе вылетишь где-нибудь на повороте. Никто и не заметит. Девушки визжат, мужчины изредка, на самых ухабистых участках, покрякивают. Ветер свистит в ушах, нужно еще успевать уворачиваться от нависающими над дорогой ветками. Две-три минуты и вы уже внизу.
Катеров внизу очень много. Как я понимаю выбрать можно любой. Цена 3000 рублей. Но можно и поторговаться. Нас сначала попытались засунуть всех в одну большую лодку. Но кто-то, (даже не мы) завозмущался и наш гид-сопровождающий договорился с еще одной лодкой. В нее сели мы, вчетвером, и сам гид.
Сама поездка не очень продолжительная, минут 20-25, но впечатлений получаешь как от многочасовой экскурсии. Мы даже поучаствовали в гонке между нашей лодкой и другой, где была наша остальная группа. Но запомнилась, конечно, не скорость (хотя и она тоже, поорали мы от души), а красота гор, необычный цвет воды, меняющиеся с каждым поворотом пейзажи, деревья, засохшие и каким-то чудом умудряющиеся зацепиться за скалы, водопады с кристально-чистой водой, миниатюрные гротики. Список можно продолжать. Но он будет выглядеть банально. Это просто надо видеть! И не на видео, а в живую. Но посмотрите и короткое видео. Может быть решитесь после этого купить билеты на самолет и махнуть на реку Сулак.
Потом опять не менее экстремальный подъем на УАЗике к микроавтобусу. Уже на другом, но тоже за 500 рублей. Водители, молодые парни, абсолютно "безбашенные". Наш умудрялся рулить одной рукой и попивать какой-то напиток из банки. Надеюсь, (вернее, почти уверен) что не алкогольный.
Дальше опять обратная, часовая, уже поднодоевшая и потому скучная поездка по колдобинам и буеракам.
Заключительная часть экскурсии - заезд на форелевое хозяйство - мне совершенно не понравилась. Напрасная трата времени. Вот поэтому я и не люблю коллективные экскурсии, что нельзя от чего-то отказаться. Само хозяйство, кажется оно называется"Главрыба", в общем-то, понравилось. Чистенько, цивильно, фотогенично. Напоминает японские сады. Аккуратные мостики, плавают большущие рыбы, лебеди, уточки. Красота. Но на этот "конфетный новодел" мы потратили больше часа, а в Дубках, на обзорной площадке были минут тридцать. По впечатлениям вещи несопоставимые. И только тут мы узнали, что на бархан заезжать не будем, так как поздно.
На него конечно можно было съездить и самостоятельно. От Махачкалы до него всего километров 18-20. Любой таксист с удовольствием довезет и подождет. Но на завтра мы должны были уезжать в Гуниб. Так мы и не попали на это дагестанское чудо природы. Обидно.
Мое мнение об поездке на Сулакский каньон. Рекомендую 100 процентно. Если будете в Дагестане обязательно поезжайте. Для этого даже не обязательно ехать в Махачкалу. Поездки организовываются со всех курортных городов. Дербент, Избербаш, Каспийск. Просто из Махачкалы получается чуть ближе, но не факт, что быстрее. Просто из этих городов не обязательно ехать по махачкалинским пробкам. А трафик в Махачкале довольно-таки напряженный.
Не обязательно брать и такую экскурсию на которой были мы. Можно договориться с частником. Мы предварительно договаривались с местным водителем за те же деньги, 8000 за четверых. Просто чуть-чуть "не срослось". Но может быть и к лучшему. Если будете искать частника обязательно узнавайте, попадете ли вы на экскурсию на катерах. С этой, второй частью, впечатления более насыщенные.
Теоретически, если хочется свободы и сэкономить, то можно до Дубков доехать на маршрутке. Мы так ездили в Гуниб. Но тут два минуса. Маршрутки ходят не по расписанию, а по наполняемости. И можно полдня просидеть, дожидаясь пока поедете. И второй минус, скорее всего в Дубках придется ночевать и вся экономия накроется. Зато каньоном налюбуетесь в волю.
Еще один способ чуть-чуть сэкономить доехать на электричке до Кизилюрта, а уже оттуда взять такси. Мы, кстати, частенько пользовались Яндекс такси, чтобы лишний раз не торговаться.
В общем, как хотите: на автобусе, машине, маршрутке, велосипеде, пешком, но на Сулакский каньон обязательно поезжайте. Точно, не пожалеете.
А еще про Сулакский каньон мы писали на нашем сайте w-sail.com в статье "Сулакский каньон - жемчужина Дагестана" .
Рассказы про Дагестан
Поездка в Дагестан. Личный опыт.
Дагестан. Сулакский каньон. Личный опыт.
Маршрут выходного дня. Дагестан. Отдых в горах
Желаем приятного отдыха!
Ставьте, пожалуйста, лайки статье, если она вам понравилась. Доброе слово и кошке приятно!
И подписывайтесь на наш канал. Постараемся, чтобы Вам было интересно и полезно наше знакомство.
Если хотите что-то добавить, оставляйте, пожалуйста, свои комментарии.