Всего на Байкале 26 островов. Ольхон среди них самый крупный, к тому же заселенный людьми. Длина острова 73,5 км, ширина 15 км, площадь составляет 730 кв. км. На острове постоянно проживает порядка 1700 человек. Отделен от материка проливами Малое море и Ольхонские ворота. Расстояние от Иркутска по автодороге – 286 км.
Ольхон виден с противоположного берега и с бурятской стороны на него можно попасть водным путем. Время в пути по воде составит 3 - 3,5 часа.
Главный населенный пункт Ольхона – поселок Хужир. Здесь множество частных гостиниц, кафе, сувенирных лавок, информационно-экскурсионный центр и краеведческий музей имени Н. М. Ревякина. Территория Ольхона входит в Прибайкальский национальный парк. В сувенирных лавках можно купить, например, шкатулочку, выполненную на лазерно-гравировальном оборудовании или китайские барабанчики на палочке.
Раньше в Хужире располагался Маломорский рыбозавод. Однако в 2017 г. вышел закон, запрещающий ловлю омуля на Байкале, и завод закрылся. Поэтому основной доход местное население получает с туризма. Туристический сезон на Байкале короткий – с середины июля по конец августа. В конце августа начинают дуть ветры и туристы разъезжаются.
Есть, правда еще и зимний сезон. Длится он с февраля по март и называется «покататься на коньках». В последнее время набирает большую популярность. В это время местные жители предлагают экскурсии на автомобилях по льду озера. Можно подъехать к «достопримечательным скалам» и рассмотреть (и сфотографироваться) с такого ракурса, о котором летом можно только мечтать. Но это совсем другая история.
Мне климат на Байкале понравился. Не переношу жару, а здесь яркое солнце и температура воздуха достаточна (от +26℃ до +30℃). Однако ветер тебя постоянно обдувает и загорать на берегу Байкала не жарко. Вода, конечно, холодная, но для любителей контрастных процедур самое то. Окунешься в обжигающе холодную воду (иначе, зачем ехал в такую даль?) и сразу на яркое солнце. В общем, шок – это по-нашему. Правда, купались почему-то одни уральцы. Остальные предпочитали аплодировать с берега.
Местные жители говорят, что здесь затяжная осень. Подумалось, что она вполне может оказаться болдинской. То есть, по месту нахождения, конечно, ольхонской или байкальской (прибайкальской), а по функции – «болдинской». Когда туристы разъедутся, здесь будет малолюдно. Пустующие гостиницы с видом на Байкал будут центром уединения, сосредоточения, вербального творчества и могут послужить источником творческого вдохновения. Здесь хорошо писать. Книгу, статью, диссертацию, путевые заметки, наконец. Если когда-нибудь у меня будет, что сказать миру, я сделаю это на Ольхоне.