Найти в Дзене
Александр Залесов

«Подкидыш» — прогулка по доброй сталинской Москве

Кадр из чёрно-белой версии фильма
Кадр из чёрно-белой версии фильма
«Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову — или ехать на дачу»

Я хохотал, когда впервые услышал эту фразу, сидя перед телевизором в маленькой двухкомнатной хрущевке у бабушки. Это было начало 2000-х, я ничего не знал про Сталина и марксизм-ленинизм, зато мне очень хотелось радоваться жизни. За радость обычно отвечали мультики или сериалы по СТС, но тут — чёрно-белый фильм из…1939 года.

Фраза была смешной, потому что правдивой. Любой ребёнок знает, как взрослые мастерски предлагают выбор без выбора. Думаю, это вечная родительская черта, которую мы легко найдём и в Древнем Египте: «Скажи, что ты хочешь, чтобы тебя забрал Анубис, или идти строить пирамиды?»

Этой фразой фильм 1939 года автоматически поднялся в моих десятилетних глазах на уровень «Моей прекрасной няни». Сейчас сказали бы «Жиза», но я тогда не знал такого слова и просто заливисто хихикал.

Сюжет фильма простой — четырёхлетняя девочка выходит на улицу и оказывается в собственной одиссее. Из дома она попадает в детский сад, потом в квартиру бездетного геолога, потом чуть не оказывается под машиной, потом её подбирает комичная семейная пара. Все взрослые поражены ей, а она просто радуется лету, новым знакомствам и приключениям.

Девочка в гостях у геолога
Девочка в гостях у геолога

Её главный козырь — детская непосредственность и активность. Есть такой период в жизни, когда дети ещё очень маленькие, но что они ни скажут, то сразу хочется записать — выходит философское изречение уровня Сократа. Из этого рождаются комичные диалоги в духе «Девочка, а ты чья?» — «Я ваша» или рассуждение девочки о том, что её сверстнику нельзя ни в танкисты, ни в милиционеры, потому что он ещё маленький, зато можно быть пограничной собакой.

Мой любимый перл находится в самом начале фильма. Группа малышей-детсадовцев пытается прочитать название газеты «Правда» по слогам. Шестерёнки в головах скрипят, они тянут буквы, но тут приходит наша героиня и отрезает «Известия!», уводя всех детей играть. Ей не надо читать, чтобы понять, что это скучная газета. И не важно, как она называется, если по факту это всё одно и то же. Давайте лучше займемся чем-то полезным, поиграем, например.

Так девочка гуляет по Москве и пробует этот мир на вкус. Это мир мягкий и нежный, добрый по отношению к ребёнку. Максимальная опасность — тебя заберут на чужую дачу, накормят там конфетами и будут катать на лодочке. Какой ужас!

Девочка гуляет по счастливым Чистым прудам (шарик ей дали просто так)
Девочка гуляет по счастливым Чистым прудам (шарик ей дали просто так)

Есть Москва Булгакова, Москва Воланда — тоже летнее место в примерно то же время, но наполненное пороками, несправедливостью и отвращением к людям. Москва «Подкидыша» будто «Ла-Ла Ленд» смотрит на то же место максимально романтически. Даже злодеи тут не злодеи, а просто печальные и даже в каком-то смысле несчастные люди. Они чужие на этом празднике жизни, их глаза грустны. Их перебранки друг с другом безобидны.

Весь ужас жизни, страх и опасность вынесены куда-то за скобки. Что-то мелькает в шутках, во фразах героини Рины Зелёной «У нас так в 57 квартире — старушка попросила воды напиться. Потом хватились — пианины нету», в постоянном присутствии милиции и мужчин в форме, в желании людей в первую очередь бежать в органы правопорядка. Даже в финальном воссоединении девочки с мамой и материнской колыбельной видится что-то зловещее — если это рай на земле, то почему глаза людей так опущены вниз.

Зная, через что прошли люди всего лет двадцать назад, что происходит сейчас, и что случится через два года после премьеры, кажется, что «Подкидыш» — отчаянная попытка сохранить в жизни свет и радость. Материнский инстинкт дать ребёнку главное — мир, в котором хочется жить. Сценарий Рины Зелёной и Агнии Барто вместе с мастерством Татьяны Лукашевич (она придумала, как педагогически работать с ребёнком на площадке) создали вневременной телепорт в детство. Туда можно отправляться, когда кажется, что стены сужаются и жизнь становится совсем уж невыносимой.